Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Никто не хотел в оппозицию

29 июня, 2006 - 19:57

Удивительное таки рядом — включи телевизор и наслаждайся. Причем удивляться приходится ежедневно и по разным поводам. Вот сидели два месяца победители парламентских выборов и скалились по поводу того, что их «оранжевые» коллеги ни на что не способны. Но как только те, кто дал столько поводов для зубоскальства, заявили о готовности начать работать, ехидные улыбки сменились оскалом, а ироничное многословие — баррикадами в законодательном собрании. А раньше? Тогда, когда страна недоумевала и негодовала по поводу многосерийного «мыла» о коалиции, о чем решительные ныне протестанты думали тогда, что планировали, как представляли себе свое и наше будущее? Такое впечатление, что и не думали, и не планировали, и не загадывали. И вообще, уникальность современного момента заключается в том, что никто не хочет быть оппозицией, всем нужна только власть, конкретная, с портфелями. Теперь нас ждет «вторая часть марлезонского балета»? Под завывание о патриотизме с обеих сторон, соревнующихся в определениях своей любви к электорату. Надоели все, а это значит, что удивление вот-вот сменится совсем другими эмоциями.

Зато как приятно нас удивили футболисты! Вначале вчистую проиграли Испании (и где теперь та Испания?), а потом так красиво ответили на обожание и веру в них болельщиков, что им простили все. Впрочем, и украинские фанаты удивили мировую футбольную общественность: после такого вдохновенного пения национального гимна, после удивительно доброжелательной атмосферы, созданной ими в передвижной колонии, на них, а значит и на нас, стали смотреть иначе. Это видимое всеми лицо страны — любящее, страдающее, болеющее за общий успех. И кто поспорит, что в этом футбольном успехе есть и их законная часть.

Впрочем, не только наши удивляли нас на германских футбольных полях. Матч сборных Португалии и Голландии наверняка войдет в историю как самый зрелищный, драматичный и скандальный. Там было все — мордобой и «чистые» травмы, театральные «тянучки», колода желтых карточек и рекордное удаление с поля. Об этом матче говорили не меньше, чем о «своих», бесконечно переспрашивая друг друга: а что это было?

Очевидно, что наши на Мундиале вызвали мощный всплеск патриотизма во всех регионах страны. Телеканалы наперебой показывали, как в городах и городках народ объединяется, чтобы вместе посмотреть футбол — на площадях или в барах. Все телеобозреватели отмечали это радостное единение, подчеркивая, что футбол, в отличие от политики, еще может объединить страну. Правда, в столице нашей Родины решили, что это не повод для нарушения звукового режима, и... отключили трансляцию. Помогло? Нет. Восторженные фаны все равно громко куролесили полночи по столичным улицам, как и по многим другим городам. А на следующий день телевизионщики недоумевали по поводу продемонстрированных строгостей.

День Конституции тоже нашим ТВ был отработан — и по возможности, и по потребности. Общая тенденция десятилетней годовщины — критичная настроенность по отношению к Основному Закону, который в течение десятилетия «презентовался» нам как один из лучших в Европе. В этот раз особо не вспоминали о ночных конституционных бдениях, больше говорили о конституционных деталях, которые становятся причиной разбалансировки власти. Хотя Первый Национальный, как ему и положено, доложил зрителям о всех официальных мероприятиях этого дня, торжествах и прочем, репортажи и этого канала не были исключительно парадными. А что уж говорить о материалах ТРК «Украина», например. В очередной раз нестандартно подошли к традиционной теме журналисты СТБ — их уличный опрос получился красноречивее официозных отчетов и критичных оценок.

С завидным постоянством присутствует на наших экранах нефтегазовая тема. Энергетика у нас, вообще, в фаворе — по уровню проблемности. А тут еще и не назначенное правительство обещает «пересмотреть» прежние договоренности. Кстати, о правительстве. Ради чего, собственно, были эти «оранжевые» разборки с отставками, скандалами, ушатами грязи, «по-дружески» выливаемыми друзьями по нынешней коалиции? Теперь все возвращается на круги своя. Но, как в анекдоте про якобы украденные гостями ложки, «ложки» нашлись, но неприятный осадок остался.

Так вот энергетика. Все плохо, а будет еще хуже. Наверное поэтому после «газового» сюжета НТН показал развернутый сюжет о кладбищах. Мы- то думали, что у нас живым жить негде, а оказывается, что в стране уже и мертвым места мало. Вследствие чего растет популярность крематориев. А крематории, между прочим, тоже энергоемкое «производство». Ужас! Дорожает не только жизнь — смерть дорожает тоже. Впрочем, на этом неплохо зарабатывают. О своих мародерах при крематориях мы пока ничего не знаем, а вот о российском опыте кое-что известно, благодаря российской «Запретной зоне», показываемой СТБ. А там жуть — «многоразовые» гробы, венки, прочая «атрибутика», одежда, снятая с мертвецов и реализуемая через комиссионки. Вообще, российские программы, закупаемые нашими телеканалами, несколько охлаждают пророссийский пыл части населения, активно подогреваемый нашими и ненашими политиками. Особенно любит шоковые российские документальные сборники ТРК «Украина» («Чистосердечное признание»). Чего только стоят программы о том, чем там кормят в магазинах и ресторанах доверчивых граждан, или о педофилах, взятых с поличным. Полный мрак.

Шокирующим для многих наверняка стал и документальный фильм «Остарбайтеры», показанный по УТ-1 22 июня. В нем свидетели говорили о том, о чем раньше и помнить боялись. О том, как советские солдаты насиловали освобожденных «остов», о мародерстве и грабежах, которые осуществлялись не только из чувства мести, но и с целью наживы, об общении восточных рабов с немецкими хозяевами. Один из таких рассказал хозяйке о Голодоморе, а та все удивлялась и вспоминала, что в страшном для нас 1933 мв Германию из Украины эшелонами везли сахар. И был он настолько дешевым, что лошадям его скармливали по полведра в сутки. И с этим, и после этого нашим несчастным угнанным надо было жить. Пройти через концлагеря уже тут, а не там, терпеть издевательства всю жизнь, чтобы в конце ее получить унизительную компенсацию. А теперь украинцы снова, но уже добровольно, зарабатывают на прожитье в разных концах мира вместо того, чтобы строить свою страну. Их снова унижают и угнетают, они, в основном, нелегалы на неприветливой чужбине. И эта «добровольность» трудовой эмиграции — очень спорна. Кто из них отказался бы жить и работать на своей земле, если бы эта жизнь и работа были бы хотя бы такими же сытыми и менее унизительными? Увы. А так было бы здорово. Тогда и праздник Основного украинского Закона, и отношение к нему были бы другими — не как к декларации, которая все обещает, но ничего не гарантирует.

Оксана ТИХОНЧУК, «Вечерний Николаев», специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ