Русло реки — будто линия фронта... Но какой контраст! На том берегу реки Савы, где территория Сербии, бурлит жизнь, а по эту сторону, где уже Босния, мертвая зона: разбитые дома, сваленные опоры электролиний, одичалые сады и виноградники, заросшие бурьяном поля, опустевшие храмы и мечети. Как на Кавказе после распада СССР... И поневоле я опять чувствую, как в моей душе начинает шевелиться колючим ежиком страх, тело напрягается, и сквозь ветровое стекло автомобиля мой взгляд поднимается к небу: а вдруг появятся самолеты или вертолеты и начнут поливать нас свинцом. Пережитое не забывается...
Но впоследствии мрачная картина меняется к лучшему. Уже появились живые села, вспаханные и засеянные поля, люди на огородах, аисты в небе, а первая нежная зелень на деревьях похожа на прозрачную акварель.
Какая же прекрасная земля там, где нет войны!
А когда мы добрались до большого города Прнявор, то все увиденное ранее показалось мне каким-то болезненным сном. Я уже знал, что главным административным центром украинских переселенцев в Боснии с 1989 года стал именно Прнявор, в который переехали эмигранты из Галичины, преимущественно с территории нынешней Тернопольской области. А еще раньше, с 1890 года, началось переселение наших западных земляков на территорию общины Приедор. Как считают исследователи, до 1914 года из Галичины (нынешние земли Тернопольской, Львовской и Ивано-Франковской областей) переселилось в Боснию от 12 до 14 тысяч украинцев. Они раскорчевывали леса под пахотные земли и занимались преимущественно сельским хозяйством.
Интересно, а как оценивают переселенцев тех времен нынешние историки? Очень положительно. В разных исследовательских трудах разных авторов я прочитал в частности и о том, что именно украинцы по сравнению с местным населением владели более передовыми методами возделывания земли. Они впервые в Боснии внедрили железный плуг, лучший способ запрягания лошадей и продемонстрировали преимущества глубокой пахоты. Украинцы привезли с собой также и ранее неизвестные в этих краях сельскохозяйственные культуры: рожь, подсолнух, гречиху, картофель, хмель, коноплю и лен, а еще — прогрессивные методы в пчеловодстве, садоводстве и огородничестве. Именно у переселенцев из Украины местное население научилось изготовлять из молока сметану, масло и сыр, штукатурить и белить здания. Поэтому неудивительно, что местные жители оказывали переселенцам из Галичины существенную помощь и поддержку. В одном из первых описаний жизни украинцев в Боснии, которое принадлежит монаху Иосифу Бродскому, опубликованном во Львове в 1909 году, приводятся примеры, когда мусульмане собирали продукты питания для вновь прибывших малоимущих украинцев, сербы помогали колонистам в корчевании леса для полей и огородов, а хорваты-католики — в обеспечении религиозных потребностей.
Мне иногда думается: если бы не было политиков, то люди жили бы в мире и дружбе на всей Земле.
ВОЗРОЖДЕННЫЙ ХРАМ — ПАМЯТЬ ОБ ОТЦЕ ПЕТРЕ ОВАДЕ
В настоящее время Прнявор — один из самых крупных городов Боснии, где живут украинцы. Здесь действует культурно-художественное общество имени Тараса Шевченко, Украинский духовный центр при церкви Преображения Господнего, а также украинское региональное общество «Світ культури», которое возглавляет Григорий Овад — сын покойного отца Петра Овада, благодаря которому в Прняворе была построена украинская греко-католическая церковь и Духовный центр при ней. Когда в Боснии в апреле
1992 года началась гражданская война, трехэтажное здание Духовного центра стало убежищем для многих беженцев — украинцев, сербов, хорватов... В книге расходов Центра есть запись о том, что в течение лета того трагического 1992 года беженцам (детям, женщинам, больным, инвалидам) было подано 12 750 горячих блюд. А еще — помощь лекарствами, одеждой и добротой...
Возможно, из-за той помощи беженцам, или по каким-то другим причинам, глубокой ночью 2 августа 1992 года, накануне праздника пророка Ильи, около жилища отца Петра Овады прозвучал страшный взрыв — взлетела на воздух заминированная церковь Преображения Господнего, которая была самой красивой в Боснии. Ее украинцы с любовью называли «матерью на Балканах».
Но и после той страшной драмы отец Петр, рискуя не только своей жизнью, но и жизнью жены и двоих детей, не оставил украинскую общину в Прняворе, а начал со сверхчеловеческими усилиями возрождать вместе с прихожанами новую церковь на старом фундаменте. Помогало ему много украинцев из разных стран мира. И теперь в Прняворе опять возвышается золотистыми маковками возрожденная из руин украинская церковь Преображения Господнего. Есть теперь около нее, кроме Духовного центра, еще и Музей истории украинцев на Балканах и замечательная библиотека. Нет только отца Петра. Но добрая память об этом самоотверженном священнике осталась не только у украинцев города Прнявор, но и у многих детей, которые после Чернобыльской катастрофы благодаря стараниям отца Петра Овады приезжали из Украины возобновлять свое подорванное радиацией здоровье в Прнявор, в Духовный центр, под ласковое южное солнце. Это было тогда, когда на Балканах еще не гремели пушки.
СИНИЕ СЛЕДЫ
Из города Прнявор до города Баня Лука — одного из крупнейших административных центров Боснии — меня приехал забрать на автомобиле парох тамошней греко-католической церкви Христа Царя отец Мирослав Криничный. Перед тем как отправляться в дорогу, он сказал: «Мы поедем к нам в Баню Луку не по автотрассе, а по старой горной дороге между отдаленными селами, чтобы вы увидели и сфотографировали те места, которые начали осваивать украинцы еще с 1890 года».
В селе Лишня я познакомился с украинским священником отцом Иваном Лиским, и вместе с ним мы побывали на старом украинском кладбище, где каменные кресты наклонились к земле как старые люди, и позеленели от лишайников.
Когда мы поднимались на самые высокие места, я попросил отца Мирослава остановиться и, выйдя из автомобиля, фотографировал и любовался окружающими волнистыми пейзажами. В Боснии они очень напоминают пейзажи Карпат. Именно в Боснии украинские эмигранты пережили самые тяжелые моральные и физические страдания, которые им выпали на Балканском полуострове: трагизм разлуки с родным краем, крах всех иллюзий и надежд на лучшую жизнь, нечеловеческий труд как единственный способ выживания в превращении боснийских пралесов в полеводческие угодья. Такой многолетний изнурительный однообразный труд мог свести человека к уровню рабочего скота и моральной депрессии:
«Чорна хмара при долині,
тяжко жити на чужині,
На чужині тяжко жити,
як той камінь підносити!
Камінь кину та й спочину —
на чужині мирно згину!»
Сколько наших земляков погибло за интересы других стран в Первой мировой войне, во Второй и во время гражданской войны после распада Югославии в 1991 году?.. Но, как раньше, так и теперь от моральной, духовной и физической деградации спасала украинская церковь, украинская песня, сплоченность и любовь к природе, красоте.
Тогда с отцом Мирославом мы проехали не только по тем горным поселениям, где еще живут люди, но и по тем прежним хуторам, где уже нет никого. Фотографируя пустые жилища и дворы, я заметил такую особенность: на одних осиротелых усадьбах цветет барвинок, а на других не синеет ни один цветок. Спросил у отца Мирослава: «Почему?». И он ответил: «Там, где поселялись украинцы, они обязательно сажали барвинок, привезенный в чужие края из родной земли. Теперь многих потомков тех давних переселенцев тоже уже нет — остались только их синие следы на этой земле».
В городе Баня Лука с 1966 года успешно действует Культурно-просветительский союз украинцев имени Тараса Шевченко. Его главное задание — сохранение украинского языка и культуры, изучение современной истории Украины и этнографии. За много лет активной деятельности члены этого Союза принимали участие в разных фестивалях и культурных программах как в Боснии, так и в Украине, Германии, Италии, Сербии, Хорватии, Словении, Македонии. В Бане Луке я познакомился не только с активистами Союза, но и со многими пртихожанами местной украинской греко-католической церкви: Михаилом Рыпчиным, Ольгой Бортник, Дарком Бачинским, Михаилом Дерехом, супругами Андреем и Оксаной Миронюками. Именно Украинская греко-католическая церковь стала на Балканах самой главной и самой стойкой духовной и моральной опорой для украинцев на чужих землях; благодаря ей сохранился не только украинский язык, но и вера в жизнь. Роль украинских церквей для сплочения украинцев на Балканском полуострове переоценить невозможно.
Общаясь с отцом Мирославом, я понял, что у него есть врожденная тяга к путешествиям и к познанию людей через общение с ними. Несколько дней после утреннего богослужения Мирослав садился за руль автомобиля, и мы ехали в горы — туда, где живут украинцы: в Старую Дубраву, Яблан, Буковицу. Именно благодаря моему проповеднику я познакомился с судьей Баня-Луцкого окружного суда Михаилом Брыйликом и его семьей, самыми старыми жителями села Яблан Иваном Хамцем и Петром Стецюком. А в селе Старая Дубрава дед Петр Мазур с женой Невенкой и двумя внучками Адрианой и Матеей повели меня на то место, где стояла украинская церковь святого Архангела Михаила до 2 августа 1992 года. Именно в тот день она была уничтожена страшным взрывом. Теперь на том же месте усилиями всей украинской общины села построена новая деревянная церковь. Она меньше той, которая была до взрыва, но тоже красивая.
«ЖИВИТЕ В УКРАИНЕ! ЛЮБИТЕ УКРАИНУ! БОРИТЕСЬ ЗА НЕЕ...»
В конце моего пребывания в Боснии мне повезло побывать еще и в селе Тернополь, где в местной школе ученики изучают украинский язык и литературу, историю и географию Украины. Там есть украинское общество «Козак» и украинская церковь Пресвятой Евхаристии, священником которой уже 30 лет является отец Михаил Стахник — отец семи детей. После утреннего богослужения все прихожане с детьми собрались в красивом уютном зале, и я показал им свои снимки с фотовыставки «Украинцы за Уралом». Показывал, образно говоря, с рук и коротко рассказывал о наших земляках, которые отбывали незаслуженное наказание на просторах России, — в Сибири на Крайнем Севере: будущего генерального конструктора ракетно-космических систем Сергея Королева, поэта Василя Стуса, последнего кошевого атамана Запорожской Сечи Петра Калнышевского, о расстрелянных во время сталинских репрессий наших земляков в Карелии — в урочище Сандармох.
Рассказал я также и о современных украинцах, которые живут в Российской Федерации, — на Камчатке, Сахалине, Командорских и Курильских островах и за Северным Полярным кругом. Это было живое общение, и невидимый, но интересный информационный мост соединил на полтора часа украинцев с далекого Урала с украинцами села Тернополь на Балканском полуострове.
Позже мы пошли с отцом Михаилом на украинское кладбище, и он показал там, кроме других захоронений, могилу украинской семьи Бутинских. Во время гражданской войны в Боснии Павла Бутинского, его жену Ярославу и дочку Анну убили из автомата прямо в постели. Когда утром люди зашли в жилище Бутинских, на полу они насчитали 30 автоматных гильз. В трех беззащитных и ни в чем не повинных людей было выпущено из «калашникова» по 10 пуль.
А вечером мы долго сидели с отцом Михаилом за столом в его доме, и он рассказывал, как ему пришлось с женой и маленькими детьми прятаться во время той жестокой войны в лесах, а затем вернуться домой в свое безлюдное село и ежедневно править Божью службу в церкви, хотя в ней не было других прихожан, кроме жены и их детей...
Помните: «Чорна хмара при долині, тяжко жити на чужині»...
На второй день, когда мы прощались, я обратился к отцу Михаилу с такими словами: «Скажите, пожалуйста, отче, что вы думаете о нынешней Украине и что вы хотите пожелать нынешним ее гражданам?». И после продолжительного молчания услышал в ответ: «Я родился, вырос и живу в Боснии уже 60 лет, но Родина для меня — Украина, потому что там похоронены все мои предки. В какой сложной ситуации находится в настоящее время украинский народ, я хорошо знаю, но важнее всего то, что Украина и ее народ — независимы. За эту независимость положили свои головы много лучших сыновей и дочерей предыдущих поколений. И тем, кто теперь живет в Украине, я говорю: «Живите в Украине! Любите Украину! Не оставляйте ее в беде, потому что в других мирах вы, может быть, и заработаете денег, но не обретете счастья. И боритесь за Украину, потому что никто в мире не сделает для нее того, что должны сделать вы именно в это время. И Бог вам поможет».