Марио Петруччи — британский поэт, лауреат многих конкурсов, эколог, физик и авангардный эссеист итальянского происхождения. В феврале исполняется ровно год, как он стал постоянным автором «Дня». Его материалы, среди которых «Письма Украине», ежемесячно печатаются в дайджесте The Day.
Как отмечает Марио Петруччи, его разговор с Украиной через эти письма подобен разговору со старым другом. Впрочем, он начался еще до сотрудничества с «Днем». Господин Петруччи — автор стихотворений о Чернобыле и соавтор документального фильма «Heavy Water» («Тяжелая вода»), посвященного Чернобыльской трагедии.
К годовщине сотрудничества «Дня» с Марио Петруччи мы испытали необходимость глубже представить нашим читателям автора «Писем Украине». Надо сказать, разговор через виртуальную сеть оказался достаточно глубоким и, несмотря на сжатый жанр, масштабным. Возможно, точка зрения Марио на современные процессы и место Украины в них кому-то покажется излишне философичной, впрочем, это именно тот другой взгляд, которого нам часто недостает.
— На протяжении года вы пишете интересные и динамичные «Письма Украине». Что мотивировало вас к этому своеобразному диалогу? Насколько нам известно, вы — соавтор документального фильма о Чернобыле. Что еще интересует вас в нашей стране? Как вы оцениваете Украину сегодня?
— Разговор с Украиной через эти письма несколько подобен разговору со старым другом по телефону, другом, который преимущественно молчит, но понимает все сказанное. Я всегда чувствовал глубокое родство с Украиной, как и тогда, когда писал стихи о Чернобыле, которые позже легли в основу документального фильма «Тяжелая вода». Эта связь формируется не на уровне визитов, разговоров или исследований, а на другом, иррациональном уровне, на котором нам может открыться весь опыт человечества.
Что же касается последней части вашего вопроса, то должен сказать, что меня не столько интересуют исторические моменты, сколько природа и качество связи, о которой я говорю. А также то, к чему она может привести. Впрочем, Украина переживает, как это было на протяжении большей части ее истории, экономические, политические и культурные потрясения. Как следствие, украинцы на коллективном и индивидуальном уровнях осознают, кто они есть, или еще глубже погрузятся в иллюзию исторического прогресса, созданную очередным поиском экономически и политически обоснованной цели.
— Хотя, насколько мы знаем, вы живете в Британии, по происхождению вы — итальянец. Какова Италия сегодня, после протестных выступлений студентов и отставки Сильвио Берлускони? Профессор из Милана — Джована Броджи — в интервью «Дню» отметила, что украинцы и итальянцы похожи между собой. Вы согласны с этой мыслью?
— У украинцев с итальянцами много общего. Италия, как и большинство национальных государств, сегодня втянута в поток ожиданий и проблем, вызванных всеобъемлющим потребительством. Но человеку свойственно стремление к вечному. Увлеченные материальным «прогрессом», мы почти забыли об этом. Поэтому в эпицентре новостей оказалось то, что происходит с Берлускони или евро.
Конечно, экономика и политика не исчезнут, но можно хотя бы научиться видеть в них лишь то, чем они являются в действительности, — некую игру самовоспроизведения.
— Как поэт и авангардный эссеист, кого из европейских философов, писателей вы посоветовали бы читать украинцам, чтобы глубже понять Европу сегодня и реинтегрироваться в европейское пространство?
— Это в значительной степени «медийный вопрос». Я мог бы обстоятельно ответить на него, принимая во внимание преимущества и недостатки европейской реинтеграции Украины. Но сегодня на карту поставлено что-то более важное. Поэтому иногда нужно осмелиться выйти за пределы поставленного вопроса и спросить себя, насколько он важен. Нужно понимать, что реинтеграция имеет свои пределы, и знать, что может случиться, когда мы за них выходим.
Поэтому почитайте персидского поэта Гафиза, а также Рильке, Эмили Дикинсон и Джерарда Менли Хопкинса, погрузитесь в мир творчества Блейка, Шелли и Руми, выйдите за пределы «медийных вопросов». Ставьте ваши собственные вопросы. Ищите таких художников и философов, которые откроют у вас ощущение правды, легкости и отваги, и не считайтесь с тем, какими непрактичными эти ощущения могут показаться в «реальном» мире. Не волнуйтесь, если в мире «больших решений» кажется, что мы сами можем сделать очень мало, что наше осознание или стремление иметь другую повестку дня неуместны. Каждый может изменить свой мир. Ваше осознание в действительности даже очень уместное и, наконец, мощно и стремительно практическое.
— Как вы оцениваете процессы, которые происходят на европейском пространстве? Какие из них будут иметь далеко идущие последствия?
— Мы оказались в ловушке привычных режимов осмысления вещей в свете социальных и экономических проблем. Человечество немало вложило в менталитет «прибылей-расходов», который сегодня руководит нами.
Мы спрашиваем себя: «Быть вместе или вне Европы — что лучше для нас?». Этот старый способ бытия в мире отживает свое — медленно, но неудержимо.
Существуют глобальные проблемы и процессы, от которых ощущение интегрированной Европы не сможет нас защитить. Реинтеграция является лишь временным решением во временном мире. Вскоре появятся последствия реинтеграции, и мы будем в свою очередь реагировать на них.
Социальные и экономические системы, на которые мы полагаемся, становятся все более несбалансированными с нашими человеческими идеалами и нашей истощенной экологией. Мы начинаем осознавать это, но преимущественно концептуально; большинство из нас еще до сих пор слишком далеки от настоящего понимания этого.
Мы можем надеяться, что опасности не станут реальностью. Однако по мере того, как дисбалансы нашего настоящего будут усиливаться, наши правительства будут все менее способными что-то с ними сделать. Мы можем отреагировать страхом и апатией или честностью и покорностью. В действительности в определенном смысле я рад этим новым кризисам, поскольку каждый новый кризис, с которым нам придется сталкиваться, является «ангелом» потенциального высвобождения.
От нас зависит, осознаем ли мы эту возможность осмыслить настоящую природу жизни. Наконец, наши сегодняшние дисбалансы, особенно между нациями и внутри экономики, происходят из человеческого ума, их вызвало то, как он переносит в мир свои корыстные коммерческие предложения, экономическую деятельность и образ жизни. Выход за пределы этого типа мышления возможен лишь тогда, когда отдельные личности и сообщества будут готовы честно и сознательно признать, что основные причины страданий и бедности начинаются в нашем собственном «Я».
Восприимчивость к собственной истине творит настоящую историю нации. Это то, что порождает наших истинных мечтателей, и это источник той истинной реинтеграции внутри нас самих.