В свое время «Киевнаучфильм» был наибольшей в Европе специализированной студией неигрового кино, на счету которой — более полутысячи фильмов-лауреатов международных и отечественных фестивалей. Даже теперь названия фильмов «Люди и дельфины», «Индийские йоги — кто они?», «На прицеле ваш мозг» кажутся авангардными, а они, между прочим, были сняты не в самые либеральные 60-е годы. Именно на «Киевнаучфильме» родились легендарные мультипликационные казаки и Петрик Пяточкин, а также «Приключения капитана Врунгеля», «Капитошка» и «Доктор Айболит».
Правда, есть и обратная сторона медали. Ведь создавалась киностудия, прежде всего, как идеологическое учреждение, следовательно, и подавляющее большинство ее продукции составляли соответствующие фильмы.
Что ж, это тоже часть истории и часть правды, о которой теперь, впрочем, почти никто не вспоминает.
Накануне 70-летия со дня основания легендарной киностудии «День» пообщался с теми, кто, собственно, и творил ее легендарность.
КОММЕНТАРИИ
Игорь НЕГРЕСКУ, кинорежиссер, доцент кафедры режиссуры телевидения Института кино и телевидения:
— Это была действительно легендарная студия, на которой работали легендарные люди. Но все это уже принадлежит истории.
Главный залог успеха «Киевнаучфильма» заключался в руководстве студии. Прежде всего, я говорю о директоре Борисе Остахновиче и главном редакторе Евгении Загданском (кстати, недавно в «Дне» вышло интервью сина Евгения Загданского Андрея, см. №39-40 от 4 марта 2011 года).
В свое время на протяжении года мне приходилось работать на «Центрнаучфильме» в Москве. Там все жили как пауки в банке. А в Киевнаучфильме не было никаких раздоров, мы ходили на работу как на праздник. В этом признался даже Борис Остахнович, когда мы собрались бывшим коллективом в Доме кино лет пять тому назад. Когда такое говорит директор киностудии, это о многом свидетельствует. Конечно, людям присуще идеализировать прошлое, но хорошего на Киевнаучфильме действительно было много.
А вот на нынешние перспективы документального кино в Украине я смотрю крайне пессимистично. Дело в том, что при советской власти искусство обслуживало идеологию этой власти. Сейчас же идеология в государстве не сформирована. Киевнаучфильм обслуживал определенную идеологию, снимал не только научно-популярные фильмы, подавляющее большинство нашей продукции составляли ленты на заказ разных министерств и ведомств. По сути, это была основная наша продукция, а вот фильмы для широкого зрителя составляли около 20%. Помню, как меня вызывали в партбюро на ковер за то, что я не пошел на первомайскую демонстрацию. Собственно, я никогда не был коммунистом, снимал фильмы о животных, и ни одного слова о партии. Поэтому я был, можно сказать, слегка в стороне активной жизни студии.
Сейчас я преподаю в Институте кино и телевидения. Я смотрю на этих мальчиков и девочек, которым по 16—17 лет, и у меня создается впечатление, что им безразлично, какое будет кино в нашей стране, и куда мы идем. Возможно, когда мне было столько же лет, мое отношение было таким же, но я поступил во ВГИК, когда уже отслужил в армии и проработал определенное время. Прежде чем идти в режиссеры, ты должен был приобрести определенный жизненный опыт. А теперь все равно. Почти все хотят снимать клипы и рекламу. К документальному кино интереса почти нет. Думаю, украинское кино уже никогда не воскреснет. Как-то я смотрел заседание Верховной Рады и дядька с такой, прошу прощения, физиономией, которая не влезала в телевизор, говорил: без хлеба мы не проживем, а без кино — проживем, у нас есть телевидение. И так думают все. К сожалению, в Украине сегодня потенциальные спонсоры кино скорее «прогуляют» пару тысяч долларов в ресторане, чем передадут эти деньги на то, чтобы снять фильм. Я хорошо знаком с этой системой. Я получил несколько премий на «Коронации слова» за сценарии, за пьесу. Мне хорошо известно, что вкладывать деньги в хорошее кино сегодня в Украине никто не хочет.
Лев УДОВЕНКО, кинорежиссер, драматург, преподаватель Института кино и телевидения:
— Киевнаучфильм — это, прежде всего, были творческие люди. Их подбирали, воспитывали. Им было у кого учиться. Отношение было очень хорошим, все друг другу помогали, чувствовалась взаимная заинтересованность и поддержка. Когда молодежь попадала в группу к режиссеру, то ее не бросали со словами «иди, снимай!», а учили. Хотя сложно говорить о конкретной науке. Режиссура — это не учебник по математике, где есть конкретные формулы и правила. Режиссер создает определенные настроения, определенную творческую атмосферу, которая способствует тому, чтобы человек раскрылся. Ведь режиссура — это очень индивидуально.
К сожалению, государство не поддерживает сегодня ни документальное, ни игровое кино. Нашел деньги — снимай что хочешь. Между тем, есть талантливые люди, есть интересные работы. Но нет постоянного творческого процесса. У людей нет ощущения, что они — нужны.
Владимир ХМЕЛЬНИЦКИЙ, кинорежиссер, доцент кафедры режиссуры телевидения Института кино и телевидения:
— «Киевнаучфильм» — это золотая лодка, которая, к сожалению, отплыла и, наверное, уже не вернется. Это было совершенно уникальное явление. Уникальное по многим причинам.
Во-первых, с приходом в начале 1960-х годов нового директора Бориса Петровича Остахновича на студии собрался очень сильный режиссерский коллектив. А когда режиссура сильная, то, соответственно, держится курс на привлечение хороших операторов.
Во-вторых, огромное везение состояло в том, что на «Киевнаучфильме» работал совершенно уникальный главный редактор Евгений Петрович Загданский, которого уже, к сожалению, нет в живых. Евгений Петрович сформировал мощный редакторский коллектив. Он был генератором идей, воспринимал мир на пять шагов вперед. Он предвидел, что будет востребованным уже послезавтра. Так, Евгений Петрович совместно с замечательным режиссером Феликсом Соболевым в 1968 году создал фильм «Семь шагов за горизонт», который — об уникальных возможностях, полученных человеком от Бога и благодаря эволюции. На то время это было нечто совершенно новое. Сегодня экстрасенсы и ясновидящие всех мастей стали своеобразной модой, и, как правило, принадлежат к сфере шарлатанства, жульничества и денежных интересов. А тогда об этом заговорили впервые, к тому же, с научным обоснованием.
1960-е, 1970-е, начало 1980-х годов — это был золотой век студии «Киевнаучфильм». Все лучшее было создано именно тогда. Образовалась целая школа «Киевнаучфильма», которая неслучайно так высоко котировалась и в Европе, и в мире, подтверждением чему служат многочисленные награды на самых престижных фестивалях.
Ну, а в 1990-х все вышло в зону коммерческих, «шкурных» интересов, государство, к сожалению, по сути предало кинематограф. И это огромная ошибка государства. И как бы там ни было с хлебом, свеклой, гречкой, но если мозги молодежи не наполняются знаниями и разумом, тогда наступает деградация.
Все, чем занималось научно-популярное кино, ушло на телевидение. Это, кстати, естественно, и ничего плохого в этом нет, ведь вряд ли сегодня, в эру цифровых технологий, кто-то будет показывать подобные фильмы в кинотеатрах. Но разве вы увидите сейчас на телевизионных каналах просветительское, документальное кино? Разве что ночью. Научно-популярное кино ушло на телевидение, где, как оказалось, оно никому не нужно, а школа поломалась. Новая же не образовалась. Время от времени появляются, конечно, интересные работы. Но потери этого жанра — огромные и практически необратимые: нет автора, отсутствует зритель... Я преподаю в Институте кино и телевидения и смотрю, какие дети приходят туда учиться, насколько они менее подготовлены к интеллектуальному труду, как до обидного мало в них заложено того, на основе чего формируется духовность, интеллигентность. Вот, что очень печально. А ведь содействие развитию детей как раз и относится во многом к сфере научно-популярного кино.
Последние из могикан уходят. Многих из тех, кто стоял у истоков «Киевнаучфильма», уже нет. Вслед за нами пришли единицы, которые пытаются тянуть этот плуг, что-то вспахивать. Дай Бог этим людям силы, желания и умения.
Роман ШИРМАН, кинорежиссер, глава жюри фестиваля «Открой Украину!», заведующий кафедрой режиссуры телевидения Института кино и телевидения, профессор:
— С точки зрения сегодняшнего дня «Киевнаучфильм» демонстрирует одновременно несколько уроков. Первый: в свое время именно «Киевнаучфильм» доказал, что украинская киностудия может быть лидером европейского и даже мирового неигрового кино. Это к тому, как искоса и с каким сожалением остатки украинского кинематографа смотрят в сторону российского и румынского, который очень стремительно отдаляется от нас. Так вот, совсем недавно «Киевнаучфильм» показал, как можно стать авангардной студией европейского класса. И подтверждением этому служили сотни призов и премий самых крупных кинофестивалей — не за политические конъюнктурные фильмы, а за потрясающие фильмы о природе, животных, психологии человека.
В смысле авангарда выдающийся режиссер Феликс Михайлович Соболев, а также его сценаристы Евгений Загданский и Юрий Аликов, были абсолютными чемпионами. Так не снимали ни в Москве, ни в Ленинграде, а коллеги из Центрнаучфильма (Москва) или Леннаучфильм (Ленинград) очень часто оказывались в роли провинциалов, которые вынуждены были учиться тем приемам, которые использовал Киевнаучфильм. До сих пор, когда я смотрю каналы Discovery или Animal Planet, то осознаю, что если сделать поправку на технику, то с художественной точки зрения очень многие вещи Феликсу Соболеву удавались гораздо лучше еще в те времена, сорок лет назад.
Потрясающие документальные фильмы снимал и Тимур Золоев. Его «Гимнасты» и «Шахтерский характер» стали событиями в европейском документальном кино. То есть это не был «праздник на провинциальной улице», это были фильмы высокого уровня.
Есть еще один момент, который я хотел бы отметить. Шолом-Алейхем когда-то сказал: «Человек — это то, кем он хочет быть». Наша студия снимала фильмы для тех, кто хотел быть человеком, кто хотел стать на ноги, а не ходить на четвереньках. Она снимала фильмы, посмотрев которые, человек должен был стать чуть умнее, чуть добрее, чуть интеллигентнее, чуть более воспитанным, чуть милосерднее, сострадательнее. Эти фильмы не унижали человека, не превращали его в еще большего дурака, чем он был при рождении, а пытались как-то его поднять, обогатить, расширить его кругозор. Это очень важный момент. Тогда не было игры на понижение, а сейчас, к сожалению, очень часто мы видим, как каналы и студии играют на самых примитивных эмоциях, подыгрывают самым низменным инстинктам, разговаривают со зрителем как с чернью, добиваясь рейтинга. И кстати, очень многим это нравится. На «Киевнаучфильме» никогда не принимали такой тон разговора. Это принципиально важный подход, который сейчас игнорируется сплошь и рядом.
Касательно будущего украинской документалистики: здесь я более чем оптимист. У нас есть хорошие, очень талантливые ребята. Многие из них, к сожалению, уезжают, потому что кино и телевидение требует реальной базы, это не поэзия, не искусство художника-акварелиста. Если кино и в дальнейшем будет развиваться такими темпами как сейчас, то, конечно, никому здесь работы не будет: ни молодым, ни старым. Если же, так сказать, возьмутся за голову, на что я очень надеюсь, и хоть какое-то финансирование в кинематографе появится... Ведь многие мечтают о кино — документальном, познавательном, игровом, и относится к своей работе на телевидении как к своего рода «отбываловке». Им надо дать шанс!
СПРАВКА «Дня»
Студия была организована на базе отдела техфильма Киевской кинофабрики в 1941 году. В 1942—1944 годах была эвакуирована в Ташкент, где выпускала образовательные и пропагандистские фильмы для Красной армии, сообщает «Википедия». С 1944 года студия вернулась в Киев. С 1954 года сменила название на «Киевнаучфильм». В 1966 году был построен современный комплекс. Ежегодно выпускалось более 400 научно-популярных, художественно-мультипликационных, технико-пропагандистских, образовательных и рекламных фильмов. Свыше 300 фильмов, созданных на студии, отмечены призами и дипломами кинофестивалей.
Среди ведущих творческих работников студии режиссеры Феликс Соболев, Давид Черкасский, Владимир Дахно, Анатолий Борсюк, Тимур Золоев, Альмар Серебреников, Андрей Загданский, Александр Роднянский, Ольга Самолевская, Ефрем Пружанский, Александр Викен, сценаристы и главные редакторы студии Евгений Загданский, Юрий Аликов, сценаристы Эдуард Дубровский, Владлен Кузнецов, Михаил Вепринский. В течение долгих лет директором студии был Борис Остахнович.