Книга известного эксперта по вопросам ТВ и радио Ивана Мащенко «Хроніка українського радіо і телебачення в контексті світового аудіовізуального процесу», вышедшая в издательстве «Украина» по заказу Госкомтелерадио, по форме заметно отличается от предыдущих работ автора. Если двухтомник «Телебачення України» представляет собой фундаментальное исследование по истории развития украинского ТВ, а также становления его законодательной базы, а изданные за последние несколько лет книги («Міфи і реалії телерадіоефіру», «Лики і лиця телерадіопростору», «Телевізійні аномалії») — это сборники научно-популярных очерков, то в новой работе история становления и развития украинских и зарубежных электронных масс-медиа подана в виде последовательного изложения фактов и событий этой истории по датам.
Однако книга не воспринимается просто как некий набор дат и фактов — потому что каждое из событий включено в определенный контекст. Точнее — сразу в несколько контекстов.
Один из них обозначен уже в названии книги. Как отмечает автор во вступительной статье, «электромагнитные волны, которые на своих «крыльях» несут теле- и радиопередачи, не признают расстояний и границ», поэтому было бы не совсем правильно отделять историю украинского радиовещания и телевидения от истории электронных масс- медиа других стран, ведь сопоставление «дат, цифр и фактов в их конкретно-исторических параллелях нередко вычленяет принципиально другое понимание ситуаций». В качестве подтверждения Иван Мащенко приводит следующий пример. 6 ноября 1951 года был введен в эксплуатацию третий в СССР (после Москвы и Ленинграда) и первый в Украине телецентр — Киевская студия телевидения, передачи которой в столице тогда принимались на 665 телевизоров. А 18 ноября того же года американская телекомпания СВS осуществила прямой телемост между берегами Тихого и Атлантического океанов: американцы одновременно увидели в прямом эфире статую Свободы в Нью-Йорке и залив в Сан-Франциско. Украинское же телевидение телемосты на значительные расстояния стало проводить лишь через три десятилетия. В 1986—1989 годах УТ было проведено около двадцати телемостов с аудиториями зарубежных стран. Впрочем, замечает Иван Мащенко, «как технический способ соединения двух отдаленных аудиторий подобная форма организации вещания была известна и раньше, но экранным явлением «народной дипломатии» она стала лишь во времена горбачевской гласности и перестройки». Таким образом, еще один контекст, в который вписаны собранные в книге факты, — взаимосвязь электронной техники и программной политики. И наконец, третий контекст — неразрывная взаимосвязь телевидения и радио «с их технической первоосновой и современным технологическим развитием», или, по выражению автора, «физиков» и «лириков» (т. е. создателей теле- и радиопрограмм). В этом случае одним из красноречивых примеров может служить основание в 1980 г. Тэдом Тернером круглосуточного новостийного телеканала CNN, что стало возможным благодаря появлению мобильных тележурналистских комплексов, а также развитию космических коммуникаций и кабельных сетей.
Именно исходя из взаимосвязи истории ТВ и радио с уровнем научно-технического развития, Иван Мащенко «раздвигает» хронологию электронных масс-медиа до... двухсот лет. Первый раздел книги называется «Научно-технические предпосылки появления радио и телевидения (XIX в.), а за точку отсчета взят 1807 год, когда физик Томас Юнг (Великобритания) предложил способ записи звука камертона на закопченном барабане.
А наиболее важные, на взгляд автора, факты из истории ТВ и радио независимой Украины вошли в последний, шестой раздел «Эфир на рубеже веков (1991—2005). Здесь упоминаются и создание первых в Украине кабельных сетей, и первых коммерческих ТРК, и принятие законодательных актов в этой сфере, и взаимодействие украинских телерадиовещателей с зарубежными, и объемы телевещания государственных ТРК Украины, и теледебаты кандидатов на пост главы государства и многое-многое другое. И практически каждый день «хроника украинского радио и телевидения» пополняется новыми фактами, которые сегодня, возможно, воспринимаются всего лишь как «рабочие моменты», но уже в скором времени тоже станут историей электронных масс-медиа.