Недавние события в среде профессионального спорта подняли ряд вопросов почти философского свойства. В частности, необходимость определиться с тем, как понимать героизм, что это собственно такое.
Размывание понятия происходило еще в СССР, когда героями делали за многолетнее сидение в политбюро, за то, что дожил, к примеру, до 75-летия и не спился, за приплод свиноматок на ферме, за бюрократическое долголетие, за то, что успешно пинал мяч или бросал шайбу, сладко пел в опере и т.д. И как-то улетучивалось подлинное значение этого термина — героизм — это служение своему обществу с риском для собственной жизни, здоровья и свободы, когда индивид интересы страны, народа, государства ставит выше личных и даже выше своего инстинкта самосохранения. Героизм — это всегда нечто экстраординарное, на что способно далеко не большинство. Героизм — это особый случай, исключение. Поэтому советская традиция объявлять целые города героями нигде в цивилизованном мире воспринята не была. Героизм всегда связан с принесением индивидом какой-то жертвы на алтарь Отечества. Собственно, все эти размышления были возбуждены победой украинца Александра Усика, жителя аннексированного Крыма, в боксерском поединке в Москве с российским спортсменом. Приятно, но на фоне остальных событий, на фоне войны, в которой у Украины еще очень мало побед, победа Усика все-таки мелочь. Но в Киеве ее вознесли до небес, а премьер Владимир Гройсман даже предложил президенту присвоить боксеру звание Героя Украины.
А в чем же героизм хорошего спортивного профессионала? В том, что он просто отлично сделал свою работу? Миллионы людей во всем мире великолепно делают свою работу, и никакого героизма для этого не нужно. Чем рисковал Александр Усик? Тем, что в случае поражения получит не 10 миллионов, а значительно меньше. Вот и весь риск. Усик — не герой. Он ничем для Украины не пожертвовал. Его земляк Ильми Умеров, который публично назвал Крым Украинским и сел за это в тюрьму — герой. Ахтем Чийгоз, совершивший такой же поступок и отсидевший два года за решеткой — герой. Герой и Владимир Балух, отказавшийся снять украинский флаг над своим домом в Крыму и за это ныне подвергаемый в застенках истязаниям и издевательствам.
Усик ведет себя в Крыму очень осторожно, и я его не осуждаю. Не хочет он в тюрьму, что совершенно естественно. Но зачем в таком случае говорить о героизме? А Владимир Борисович погорячился, как погорячился Петр Алексеевич с награждением Надежды Савченко. А если завтра в аннексированном Крыму героя Украины Усика возьмут за горло и заставят выступить с антиукраинскими заявлениями, как мы тогда все будем выглядеть? А в первую очередь лидеры нашего государства? Все эти поездки украинцев разных профессий в Россию — это легитимация и легализация российской агрессии в Украине. В результате мировое сообщество не верит, что в Украине война. А в самом деле: дипломатические отношения поддерживаются, украинцы и россияне свободно ездят из страны в страну, торговый оборот между РФ и Украиной растет, украинские спортсмены выступают под украинским флагом в России и еще завоевывают там какие-то медали (как недавно в РФ сборная Украины по дзюдо...). Какая война? Сплошная дружба! Гибридность гораздо больше на пользу России, чем Украине. Цель Кремля — тихо, незаметно, «без эксцессов» удавить Украину, чтобы никто не заметил и не отреагировал. А вся политика украинской власти на это работает, независимо от того, понимает она это или нет. А Александр Усик объективно внес свой вклад в снятие санкций с агрессора. Если войны де-факто нет, если поддерживаются нормальные межгосударственные отношения (а разве все выглядит как-то иначе?), то какие могут быть санкции? Да ладно Усик. Есть и гораздо более печальные факты. На канале NEWS ONE говорили о том, что все годы войны Украина поставляет агрессору такой стратегический материал, как титан, незаменимый элемент для многих военных технологий...
Вся наша борьба с агрессором превращается в сплошную двусмысленность, приносящую нам множество неудач, трагедий и провалов. На мой взгляд, надо вообще отказаться от этого безнадежного совка — звания Героя Украины по аналогии с Героем Советского Союза. Даже в этом не можем жить собственными традициями, воображения не хватает, чтобы придумать что-то свое, доедаем объедки со стола империи.
Кстати, звание это ввели во времена правления Леонида Кучмы, большого любителя всего советского. Сегодня у нас — 440 героев. С таким количеством Украина должна быть сверх процветающим государством. Но если бы из этих 440 хотя бы 20% были настоящими, без страха и упрека героями, а то вон в аннексированном Крыму гуляет немало кавалеров золотой звезды Украины, которые служат российской власти ... в Москве развлекает тамошнюю публику Герой Украины София Ротару. Балаган. Зачем нашу страну превратили в балаган? Надо полагать, что олигархов это вполне устраивает.
На 5-м канале ведущая Лариса Губина общалась с дипломатом Богданом Яременко. Губина попросила Яременко прокомментировать сообщение о том, что в Эстонии разоблачили сеть российских агентов. Ее визави грустно отметил, что в Украине в агентурную сеть России входят телекомпании, газеты, политические партии. Потом говорили о российских санкциях против Украины. Во-первых, во время войны никаких экономических связей с агрессором не должно быть по определению. А если какие-то бизнесмены мародерствуют, сотрудничают с врагом, то пусть их научат украинскому патриотизму хотя бы российские санкции, если Президент не может научить вместе с ГПУ, СБУ и т.д. По Яременко, Украина постоянно плетется в хвосте действий РФ вместо того, чтобы проявлять инициативу.
На канале «112» нардеп от «БПП» Карпунцов заявил, что Запад нас предал, не выполнив своих обещаний по Будапештскому протоколу. Да, в 1938 он предал Чехословакию, в 2008 — Грузию, а теперь и нас. Как справедливо отметил политолог: «Западные ценности заканчиваются там, где начинаются российские деньги». Что ж, надо и это усвоить, как мы, надеюсь, уже усвоили, где, по Владимиру Винниченко, заканчивается российская демократия.
На том же «112» некий Олег Волошин, работавший в МИД Украины при Януковиче, самым беззастенчивым образом требовал провести референдум на Донбассе. Это идея Путина, высказанная им Дональду Трампу в Хельсинки. США идею не поддержали, руководствуясь элементарным здравым смыслом. Какой референдум может быть на оккупированной территории? Пусть Путин сначала выведет оттуда свои войска, как регулярные, так и колониально-наемные (Луганский и Донецкий корпуса ЛДНР). Но и после этого понадобится несколько лет, чтобы заменить хаос порядком, чтобы гарантировать людям, там проживающим, безопасность, защитить их от вооруженного запугивания, бандитизма и т.д. Путину понравилось то, что он сделал в Крыму в 2014, и хочется распространить такой же опыт на Донбасс.
Волошин хотел автономии для Донбасса. Предложение гибельное для нашей страны. Давно с большим трудом заставляю себя слушать «Подмосковные вечера» этого дипломата времен Януковича. Волошин истерически возмущался тем, что он называл «принудительной украинизацией» (видимо, русификация у нас исключительно добровольная в Крыму и на Донбассе). Все это я слышал в Севастополе еще до оккупации. Те, кто тогда визжал об «ужасах украинизации», сегодня нашли свое место в российской власти. Волошин поет с голоса Кремля, а «112» стал рупором подобных деятелей. Этот экс — дипломат требовал договориться с Россией. О чем? О капитуляции? Фигурант восхвалял Медведчука, а директора Института национальной памяти Владимира Вятровича публично называл «негодяем». И ведущие сочувственно молчали, хотя в других случаях подобного рода немедленно становятся на дыбы. Видимо, у них промосковским деятелям можно все, в том числе и оскорбления личности. Вот пока такие, как Волошин, будут гарцевать по телеканалам Украины, наша страна — кандидат на поражение и капитуляцию. Спасибо мудрой политике нашей дорогой власти, которая сдала внутренний фронт антиукраинским силам.