В конце прошлого года информационное пространство Украины всколыхнул серьезный медиа-скандал. Телеканал «1+1» заявил, что Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания Украины тянет с выдачей лицензии на аналоговое вещание. Несмотря на то, что все члены государственного регулятора единодушно проголосовали за переоформление и продление лицензии, она не была вовремя выдана, что ставило под угрозу вещание одного из самых популярных и самых первых каналов страны. Оказавшись перед угрозой не получить права на проведение вещания, команда «Плюсов» обнародовала обращение к Президенту Украины Петру Порошенко, главе Верховной Рады Украины Андрею Парубию и премьер-министру Украины Владимиру Гройсману под названием «1+1» лишают лицензии», в котором выразила обеспокоенность тем фактом, что их могут лишить вещания (отменить решение Нацсовета), а также заявили, что владеют информацией о «попытке рейдерского захвата канала». В начале 2017-го лицензию выдали, однако история с «давлением на 1+1», по словам топ-менеджмента, продолжается.
О том, кому может быть выгодно давить на «Плюсы» и 20-летнем юбилее ТСН, о котором канал снял специальный сюжет, «День» беседовал с генеральным директором «1+1 медиа» Александром Ткаченко:
***
— Недавно на канале «1+1» показали документальный фильм «20 лет ТСН». По вашему мнению, какую роль служба новостей сыграла в становлении в стране информационного вещания?
— Без лишней скромности скажу, что ТСН — это своеобразный маяк новостийной журналистики в стране. В ТСН были основаны западные современные формы освещения событий, что для постсоветского времени стало серьезным шагом вперед. А в дальнейшем — ТСН служила символом если не сопротивления власти, то отстаивания стандартов журналистики. Приятно, что этот «вирус» стал «антивирусом» и поразил службу новостей окончательно.
— На канале традиционно подают новости по принципу «от факта к эмоции, развлекая — информируй».
— Мы не живем постоянно в одном и том же пространстве. Время меняется, и меняются формы подачи материалов, ожидания аудитории. Мы перешли от элемента классического освещения новостей — так называемый принцип Би-Би-Си — к подаче сюжетов с эмоциональной окраской, обязательно сберегая все стандарты журналистики, в частности достоверность факта, подачу другой точки зрения и т.п. И это говорит о том, что мы открыты к новому. Кстати, сайт ТСН — самый популярный по охвату ресурс — значит, ставка на реализацию контента в разных платформах — правильная.
— Упомянутый сюжет о ТСН — это интересная документалистика, которая приближает журналистов к своему зрителю. Согласны ли вы, что подобные темы нуждаются в отдельном откровенном разговоре в СМИ, так как касаются важных моментов новейшей истории?
— Наибольшее достижение этого фильма, что он вышел искренним. Также — достаточно эмоциональным, поскольку там многое сразу было актуализировано, и возможно есть определенные моменты, которые кажутся очень внутренними, непонятными для широкой общественности. Интерес нашей целевой аудитории показал, что люди готовы воспринимать такой откровенный разговор. Мне кажется, что если бы такая документалистика-откровение была у других наших коллег (даже лучше) — журналистика только бы выиграла. Это намного больше бы способствовало становлению стандартов в информационной индустрии.
— Кстати, этот сюжет об истории ТСН положительно оценили журналисты нашей редакции «Дня».
— Благодарю. Очень приятно.
— В частности, главный редактор газеты Лариса Ившина, похвалив программу на своей странице в «Фейсбуке», отметила: «Почему-то ничего нет о выборах 1999-го года и ночном телемарафоне на канале, я лично считаю это Рубиконом, поворотным пунктом истории, после которого страна пошла к майданам, потрясениям, оккупации территорий, войне...». Как прокомментируете?
— На самом деле там есть еще много моментов, которые меняли страну и нашу журналистику, были, как вы говорите, Рубиконами, но не нашли своего отображения в проекте. Это не специальная акция, а желание показать определенную цепочку от одной смысловой истории к другой. Мы даже общались с коллегами после этого фильма, что стоило бы сделать PS к проекту. Возможно, мы это и сделаем, и вероятно ночь выборов 1999 года туда войдет.
— В медиасфере 2017-й начался со скандала, когда Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания Украины затягивал процесс выдачи лицензии каналу «1+1». В конечном итоге, это было сделано. Можно ли считать получение бланка лицензии окончанием этой истории?
— Очень бы хотелось, чтобы это было так. Но в действительности эта история далеко не закончилась. Продолжается какая-то волокита и суматоха вокруг этого решения. И такая ситуация меня чрезвычайно тревожит. Иначе чем давление на «1+1» я это воспринимать не могу. По всем законам лицензия была выдана правильно, голосование членов Нацсовета состоялось согласно всем стандартам, а эти разговоры напоминают попытку притянуть за уши какие-то непонятные вещи. Мы будем отдельно делать журналистские расследования и разбираться, что могло привести к такому поведению Нацсовета.
— А вы лично как считаете, что могло к этому привести?
— Мне кажется, что центр интересов в такой ситуации не в Нацсовете, а где-то за его пределами. У государственного регулятора в последнее время начались какие-то двойные стандарты. Одни медиа критикуют, делают замечания, устраивают проверки, а аналогичную ситуацию в других — не замечают.
— В 2016 году медиа-группа «1+1» запустила большую линейку собственного телесерийного производства. Планируете ли развивать это направление в этом году?
— У нас будет несколько интересных премьер в этом году, также покажем несколько сериалов новых. Мы продолжаем работу по экранизации романа Василия Шкляра «Черный Ворон». В целом, в этом году будет 7-8 новых сериалов показано на «1+1», которые были произведены в Украине, украинцами и на украинскую тематику. С одной стороны, мы понимаем, что такой продукт имеет серьезный отклик у аудитории. А с другой — пытаемся найти свою изюминку в таких проектах, найти то новое, чего зрители еще не видели и что их обязательно заинтересует.
— По вашему мнению, какие медиавызовы ждут страну в 2017-м?
— Если коротко — то борьба стандартов профессии, ценностей и борьба за деньги. Какие должны быть стандарты в стране, которая воюет, и как СМИ научиться зарабатывать. Деньги многое решают хотя бы потому, что не может зависимое финансово медиа быть полностью независимыми.
То есть ценности, которые возродил Майдан, — свобода, достоинство, независимость — должны присутствовать в медиа. Мы должны быть ответственными перед аудиторией. А позволить это делать могут деньги, если мы говорим о медиа как о бизнесе.
— 22 января вы отметили свой день рождения. С каким настроением и творческими планами встретили этот день? Что вы пожелали бы самому себе?
— Веры и надежды.