В начале недели в Киеве прошла акция памяти Анастасии Бабуровой и адвоката Станислава Маркелова, убитых пять лет назад русскими фашистами. Вспомнить о них собралось совсем немного людей — в основном левых и ЛГБТ-активистов. Пришел на акцию и я, но не потому, что разделяю левые или ЛГБТ-взгляды той группки, которая собралась на Михайловской площади, а потому что Настю давно и хорошо знал.
Мы познакомились на факультете журналистики МГУ. Она была из бедной (ну или не очень богатой семьи), но сама без всяких взяток, покровительства и прочего поступила в МГИМО, причем на самый модный факультет. Таких людей в МГИМО просто единицы, однако ей удалось это сделать. После года обучения она его бросила, «потому что там одни мажоры», и поступила к нам на факультет журналистики. Настя была образованной, знала несколько языков, но вообще это все — не главное ее качество. Самое главное, что она была какой-то неотмирной и совсем наивной. Жизнь в столице не сделала ее эдакой циничной «сучкой», которая пойдет на все для достижения своих целей. В какой-то степени она была наивным ребенком и очень честным человеком. На некоторое время мы пропали из вида друг друга и возобновили общение только через несколько лет — за это время она ничуть не изменилась: такая же наивность и готовность помогать всем, кто попросит.
И, конечно же, еще одним ее качеством была увлеченность — то есть если она начинала учить язык, то она учила его до идеального уровня, если начинала заниматься каким-то делом, то, как бы банально это ни звучало, отдавалась ему полностью. Когда мы возобновили общение, она работала в либеральной «Новой газете» и занималась расследованиями действий банд русских нацистов и сама принимала участие в антифашистском движении.
Именно поэтому украинские леваки и антифа сделали Настю одним из флагов своей борьбы, чему она, думаю, вряд ли была бы рада. Настя боролась против расизма, антисемитизма и проявления агрессии к лицам других национальностей. Но все это не имеет никакого отношения к действиям украинских патриотических организаций, которые украинские левые сравнивают с русскими нацистами, говоря о несуществующей угрозе фашизма в стране. Российские правые в своем большинстве используют риторику ненависти к народам Кавказа, тогда как грузины и чеченцы — давние друзья многих украинских правых организаций, российские нацисты оперируют идеями расового превосходства, тогда как украинские правые абсолютно спокойно относятся к вопросам национальности и, например, одни из самых главных украинских радикалов — «Тризуб» имени Степана Бандеры даже выступили с инициативой открыть памятник евреям, воевавшим на стороне Украинской повстанческой армии.
Я против того, чтобы использовать имя Насти для борьбы с патриотическим движением в Украине. Российские расово-озабоченные нацисты и антисемиты не имеют никакого отношения к патриотам Украины. Обидно только, что украинские леваки, ненавидящие все, что связано со словом «патриотизм», а некоторые и вовсе откровенно ненавидящие Украину, вряд ли прислушаются к этому мнению и будут продолжать упоминать героическую девушку для оправдания своей ненужной и бездарной деятельности.