В День памяти и примирения и День победы над нацизмом во Второй мировой войне украинское телевидение не смогло предложить ничего нового своей аудитории. Самые активные зрители и медиаэксперты возмущались в социальных сетях, что центральные каналы продолжают показывать российско-советские фильмы о войне, снимать специальные праздничные концерты, где веселыми песнями и танцами страну поздравляют с «великой победой Советского Союза». Обзоры о том, чем запомнились эфиры в эти дни, предложили авторы «Дня» Сергей Грабовский и Наталья Ищенко. Мы же в продолжение темы обратились к экспертам с просьбой прокомментировать — как предотвратить в будущем «эфирные грабли» 8 и 9 мая, то есть — какими должны были бы быть сетки вещания наших каналов в День памяти и примирения и День победы над нацизмом во Второй мировой войн?
«НУЖНО РАЗРУШИТЬ ТРАДИЦИЮ ВЕСЕЛЫХ ПРАЗДНОВАНИЙ»
Ольга ГЕРАСИМЬЮК, телеведущая, первый заместитель председателя Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания:
— Думаю, что давно время отменить традицию праздничных концертов. На мой взгляд, эта традиция глубоко советская. Ее основной посыл — праздновать победу. Помпезно, весело, с песнями. Но этот день, о чем свидетельствуют немало воспоминаний участников войны, их близких, родных, в частности детей, у кого родители вернулись или не вернулись с фронта, — у них немало оснований почтить память, а точно не танцев и пения. И об этом должно помнить наше телевидение.
Мне кажется, что было бы уместно показать хорошие документальные фильмы о войне собственно украинского производства. Эти картины должны переосмысливать историю Второй мировой войны, объективно и непредубежденно говорить о роли Украины, наших потерях. С уважением, спокойно, констатируя факты. Мне не хватает цикла передач с историками, аналитиками, в конце концов — участниками войны, которых из года в год становится все меньше.
Отдельное внимание на каналах должно быть сосредоточено на художественных фильмах о войне. Государство, которое в этом году выделило много денег на продуцирование собственного кино, должно было бы подумать о необходимости государственного заказа лент именно такой направленности. Эти фильмы должны быть не пропагандистские, а о людях, их историях, войне через призму конктерно человека, где жизнь каждого — это огромнейшая ценность.
А еще — я бы хотела отойти от пластмассовых памятников неизвестному солдату, которые разбросаны по всей Украине — и почтить память должным образом о каждом герое. Я, когда ездила на днях по Полтавщине, видела мертвые села, где никто больше не живет, но посреди них стоят гипсовые памятники неизвестному солдату. Когда-то, в советское время, к этим памятникам возлагали цветы. Теперь о них забыли. Нам давно время найти этих солдат, выкопать их останки, установить их имена и перепохоронить их у домов, там, откуда они пошли на войну. И роль СМИ в этом — ключевая. Это может быть специальная информационная кампания.
Нужно разрушить традицию веселых празднеств. Как войну выиграли, забросав врага безымянными телами наших солдат, так и сейчас мы продолжаем почитать память безымянных людей. Телевидение должно изменить акценты, снимать об этом фильмы.
К сожалению, для руководителей каналов иногда 8 и 9 мая приходят как-то неожиданно. Они к ним не готовы. Неужели за год-два наперед, зная, что это важная и непереосмысленная в сознании украинцев тема, нельзя должным образом подготовить сетку? Зато нам каналы предлагают «винегрет» — смесь российских, советских и западных фильмов. То, что традиционно показывают наши каналы накануне и в День победы над нацизмом во Второй мировой войны, в действительности досадно смотреть.
Есть немало людей, которые занимаются установлением имен погибших, записывают их истории... Я знаю таких людей в Харькове, в Славянске, который переживает последствия новейшей оккупации террористами. Эти люди в СМИ не представлены, и их работа — не известна. Зато мы только расширяем территорию ссор и недоразумений.
«ТВ НЕ НАУЧИЛОСЬ ДЕЛАТЬ ВЗРОСЛЫЕ ВЫВОДЫ ИЗ ЭТОЙ ТРАГЕДИИ»
Юрий МАКАРОВ, телеведущий, документалист:
— Украинские телевизионные эфиры не смотрел в эти дни сознательно, чтобы не травить душу. Сказать, каким телевидение 8 и 9 мая должно было бы быть — не так уж сложно. Можно включить французское, британское ТВ или, в конце концов, тот же российской канал «Дождь», который попытался осмыслено подойти к очередной годовщине. Эти каналы переняли светлую сторону силы. Они, как и мы, — понимают, что это не праздник. Это — День памяти. И только так. Следовательно, эфир должен быть взвешенным, сосредоточенным и проникнутым по интонации скорбью по жертвам.
В Украине начинают делать отдельные неплохие образцы того, как нужно отмечать эти даты. В том числе на майдане Независимости. Там были четкие и правильно расставленные акценты. ТВ также должен включать креатив и предложить качественно иной подход к разговору с аудиторией о Второй мировой войне. Никаких — «мы победили», «Великая Отечественная», «деды воевали», которые нам пытается навязать Россия все эти годы.
Зато у нас по всему видно, что ТВ не научилось делать взрослые выводы из одной из крупнейших трагедий ХХ века. По сути, этот праздник сегодня выполняет функцию легитимизации российской нынешней власти. И больше нигде в мире, кроме России и Украины, нет такой интонации в эфирах.
На самом деле, каким должен быть эфир в начале мая — непростой вопрос. Значительно легче ответить на вопрос — каким эфир не должен быть. Он не должен быть таким, как сейчас предлагают российские каналы и часть украинских. Ведь это не имеет никакого отношения к реалиям трагедии.
Понятно, что важную роль должен был бы выполнить в этом направлении украинский кинематограф. Но, к сожалению, у меня нет оптимизма в отношении этого. Вопрос — не только в средствах. Все начинается с интересного сценария, захватывающей драматургии. Ну не предлагают украинские сценаристы проекты типа «Спасти рядового Райана». Для меня образцом правильного подхода к историческим событиям является именно этот фильм — здесь все: пафос сохранения человеческой жизни, пафос поведения человека в нечеловеческих условиях. В Украине можно назвать не более 2-3 человек, кто мог бы предложить не только сценарий, а хотя бы концепцию проекта подобного уровня. Это эволюционный путь. Та же Россия долго и много вкладывала в кинематограф. Думаю, что постепенно Украина может пойти этим путем.
В какой-то степени это должно быть миссией будущего Общественного ТВ. Но, исходя из реалий, думаю, это будет очень сложно. И вопрос, повторюсь, не только в бюджете. Кадры, идеи... В тех документальных лентах с художественными вставками, которые сейчас пытаются выдать за исторические некоторые документалисты, немало ляпов — не та форма, не тот телефон для исторического времени, наконец — не та прическа у актера. И зритель все это видит. Видит и чувствует общую фальшь.
Украина должна перезапустить это направление кинематографа о войне с нуля. Поэтому, к сожалению, ни через год, ни через два-три года ждать от украинского телевидения качественного другой эфирной сетки в эти дни не приходится.