Странные дела происходят в масс-медиа сегодняшней Европы. Не во всех, конечно, однако среди многих из тех, которые считались серьезными и почтенными. Отправимся с Востока на Запад — и убедимся, что эти своеобразные чудеса являются реальностью, особенно когда они касаются Украины.
В интервью известному польскому католическому еженедельнику Niedziela львовский архиепископ-митрополит Римо-католической церкви Мечислав Мокшицкий рассказывает, что украинскому народу нужно признать свою вину в геноциде поляков и очиститься от этого греха, потому что он связан с российской агрессией на Донбассе. На вопрос журналиста о том, может ли молитва в будущем принести долгожданный мир и покой Украине, архиепископ Мокшицкий отмечает: «Украина должна задуматься, почему так происходит. Господь не является Богом, который карает свой народ, своих детей, а дает нам знание, напоминая о своем праве любви к другому человеку. Думаю, что особенно этот ответ должен появиться сейчас, в год появления Богородицы в Фатиме, которая говорила, что коммунизм является наказанием за грехи, за отречение от Бога, и одновременно призывала к возвращению, искуплению вины и просьбе о прощении Господа. Украинский народ продолжает нести грех геноцида, в котором ему трудно до сих пор признаться и от которого трудно очиститься, хотя было несколько попыток это сделать также в 70-ю годовщину событий на Волыни». Далее митрополит высказывает убеждение в том, что пока украинцы не признают свою вину и не очистятся от этого греха, не будут иметь благословения. Мол, украинцам нужно попросить прощения у поляков за этот большой грех геноцида: «В этом контексте будем молиться за обращение к вере в России — чтобы она уважала другие народы».
Иными словами, если украинцы признают свои грехи, то «в этом контексте» митрополит Мокшицкий будет призывать молиться за «Россию и ее обращение к вере»...
Я понимаю всю сложность ситуации журналистов еженедельника Niedziela, но не забывают ли они как прилежные католики, что служат не кардиналам, а Богу? Так как просто напрашиваются вопросы по поводу того, такими ли безгрешными были поляки в своих отношениях с украинцами? Двадцать лет жесткой колониальной политики второй Речи Посполитой, этнические чистки 1942 года на Холмщине и Берестейщине, наконец, безумная попытка силой удержать Волынь (по состоянию на начало взаимной резни, 16% населения — поляки, 80% — украинцы) в составе гипотетического послевоенного Польского государства. Да, резня была взаимной, и реальные, а не фантастические цифры жертв свидетельствуют о том, что количество убитых с обеих сторон прямо пропорционально количеству представителей обоих этносов. Поэтому покаяние должно быть взаимным — так, как уже было сделано в начале 2000-х, и тяжелые грехи отягощают прошлое обоих народов, но журналисты не осмелились (или не захотели, потому что имеют иную позицию?) напомнить об этом митрополиту. Грустно — такими являются теперь образцы христианской журналистики.
К западу от Польши расположена, как известно, Германия, а в последней уже свыше 64 лет существует радиостанция Deutsche Welle, которая вещает на заграницу. И вот, на сайте этой радиостанции появляется заметка о настроениях жителей Донбасса с обеих сторон фронта. В ней приведены такие данные социологического опроса, проведенного немецкими специалистами: «На подконтрольных территориях абсолютное большинство опрошенных (64,7 процента) выступают за вхождение в состав соответствующих украинских областей, тогда как на неподконтрольных территориях 33,1 процента респондентов выступает за статус особой автономии в составе России, а 35 процентов — за статус особой автономии в составе Украины». Имеем типичную манипуляцию, потому что сопоставляются цифры, которые принадлежат к принципиально разным измерениям общественных настроений. Не знаю, сознательна это манипуляция или нет, однако она является фактом.
А между тем узнаем, что социологи, на которых ссылается Deutsche Welle, установили совсем другое. Оказывается, на подконтрольных законной власти территориях Донбасса 65% опрошенных хотят жить в составе Украине без всякого специального статуса, еще 26% — со специальным статусом и всего 9% — в России. Иными словами, суммарно в Украине стремятся жить 91%. На оккупированной же территории 21% хочет находиться в Украине без специального статуса, еще 35% — со специальным статусом, 11% хочет в Россию без всякого специального статуса, а еще 33% — со специальным статусом. Суммарно имеем самый главный результат, почему-то не замеченный журналистами: в Украине суммарно хочет жить 56%, в России — 44% жителей оккупированных территорий. Иначе говоря, на свободной части Донбасса имеется устойчивое безусловное проукраинское большинство, где почти две трети не нуждается во всевозможных «особых статусах», а на оккупированных территориях также есть такое большинство, только неустойчивое. И это при условиях тотального господства российских и местных средств массовой дезинформации!
Однако о самом важном аудитория Deutsche Welle не узнала.
И, наконец, пойдем еще дальше на запад Европы. Британская The Guardian. Статья в ней называется очень громко: «Украина проводит следствие над 94-летним еврейским ветераном по делу его причастности к убийству националиста в 1952 году». И подзаголовок: «Ветеран Советской армии Борис Стеклер предстал перед лицом смерти по причине своей роли в гибели украинского инсургента и может попасть в тюрьму». Ужас! Все спасаем ветерана-еврея! Он принимал участие в операции против националиста, который коллаборировал с нацистами (об этом сказано в статье), и за это его в Украине собираются наказать. А в придачу в Украине власть не хочет расследовать убийство пророссийского журналиста Бузины...
Что ж, куда там «мастерам правды» Жданову и Геббельсу до The Guardian! Ложь в этой статье (умноженная на притянутого к этой теме за уши «журналиста Бузину») просто зашкаливает. Начнем с того, что в собственноручно написанной анкете герой статьи называет себя не «Стеклером», а Стекляром, и не «евреем», а украинцем. И ветераном он является не Красной/Советской армии, а НКВД-МГБ-КГБ. И командовал он убийством не какого-то «пронацистского коллаборанта», а выдающегося художника Нила Хасевича, безногого инвалида, который не мог убежать от сталинских карателей. И служил полковник Стекляр не благородному делу, а (ничем не лучше нацистского) тоталитарному режиму. Ну, а в каких структурах он служил, засвидетельствовал сам «вождь народов», представляя Лаврентия Берию (нужно ли лишний рассказывать, кем был этот исторический персонаж?) зарубежным делегациям словами: «А это наш Гиммлер» (тоже фигура известная, не так ли?).
Впрочем, эта статья — отдельная тема. Здесь же замечу, что редакция The Guardian щедро печатает материалы об Украине (включительно с вышеназванной статьей), написанные... корреспондентом этого издания в Москве. Понятное дело, из Белокаменной все видно, не так ли?
Это — лишь три примера, а можно было бы привести и тридцать три. А потому не стоит говорить о «высоких образцах европейской журналистики» и равняться во всем на Европу — слишком много там словесного мусора и неправды, тем более когда речь идет об Украине. Почему так? Это, опять же, другая тема.