Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О... смысловой нагрузке

Многоразовый лауреат и призер Конкурса газеты «День» Борис КОРПУСЕНКО: «Фотографиями нужно рассказывать настоящие истории»
4 сентября, 2015 - 12:21
«НА ЧАТАХ» / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО
БОРИС КОРПУСЕНКО

Профессиональный фотокорреспондент Борис КОРПУСЕНКО в своих фотографиях пытается схватить и передать большую смысловую нагрузку, даже мировоззренческую концепцию. На прошлогодней XVI Международной фотовыставке газеты «День» его работа «На страже» победила в номинации от Национального горного университета, а работу «Потомок» отметил Львовский национальный университет им. И. Франко. Об истории фотографий, отношении к изображаемому, современности и уроках прошлого — в беседе с Борисом Корпусенко.

— В прошлом году вы много времени провели на Майдане, пытаясь запечатлеть на фотопленке драматичные моменты истории. Для журналистов, в том числе фотокорреспондентов, условия работы были сложными. Известны факты и их избиения, и преследования за профессиональную деятельность. Больше чем полтора года после Революции достоинства, в центре Киева, в правительственном квартале, опять взрывоопасно — в прямом смысле...

— Убежден, что люди должны выражать свое мнение и позицию, выходить на протесты, но прибегать к радикализму — ни в коем случае. Можно выражать несогласие, брать с собой транспаранты, но не боевые гранаты, потому что пострадают невиновные. Оказывается, нужно разобраться с врагом, который сидит в нас самих, потому что он не только внешний. Без этого настоящей победы не получим. Так вышло, что 31 августа я находился в другом месте и не снимал столкновений под Верховной Радой, но до сих пор нахожусь под впечатлением этих событий. Как и во время Майдана, в центре мирной столицы опасно работать.

— Ваше фото «На страже» может служить символической иллюстрацией подвига солдат Национальной гвардии, погибших при исполнении долга 31 августа.

— Да, я считаю образной эту фотографию солдата на страже. Всегда снимаю кордон правоохранителей на торжествах, посвященных памяти погибших, например, 9 мая или в день начала войны. Упомянутая фотография из этой серии. Такой резкий контраст красной кокарды на фоне мрачного дня и серого неба. Поразила его выносливость и невозмутимость — человек при исполнении служебных обязанностей. Только так обеспечивается порядок.

А как вы сняли фотографию «Потомок», которую также отметили зрители на фотовыставке «Дня»?

— Она сделана в один из тех дней, когда на Майдане уже началась стрельба. Кто имел возможность, надевал настоящие каски, не рабочие или строительные, а военные. В толпе я увидел человека, у которого на голове было что-то абсолютно нетипичное. Это была каска периода Второй мировой. Поразили глаза этого мужчины — такие, словно он хочет одним собой всех закрыть. Показалось, снимается кино, а не происходят реальные события. Символичное и драматичное фото. Надеюсь, она его защитила.

Я считаю, что фотографиями нужно рассказывать настоящие истории. Фотография передает частицу реальности, где люди, предметы говорят сами за себя. Ею, как и словом, можно убить, а можно оживить. Убежден, что в первую очередь фотография должна нести смысловую нагрузку, а форма, геометрия — вторичны. Бывает, что форма и содержание совпадают, и тогда получается шедевр. Это момент творчества, когда происходит фотофиксация определенной философии.

Подаете ли в этом году свои работы на Фотоконкурс «Дня»?

— Конечно! Хочу поблагодарить «День» и лично главного редактора Ларису Ившину за это весомое творческое событие в Украине. Есть разные известные фотоконкурсы, но в Европе. А это — наш, и поэтому снимаю шляпу. Это событие, которое набирает обороты каждый год с момента основания и которого долго ждут — как фотографы, так и зрители. С помощью «Дня» лучшие фотографы имеют возможность выставить свои работы, свои наработки за год. Моя история участия в фотоконкурсе началась с 2006 года. Тогда моя работа завоевала «Гран-при». В том же году Андрей Шевченко, завоевав одну из высших футбольных наград — Кубок европейских чемпионов, привез ее в Киев, на Родину. Подумалось: я ведь тоже чемпион — по фотографиям. И обратился к Ларисе Алексеевне с предложением свозить фотовыставку «Дня» в мое родное село на Винниччине. Благородная идея. Хотя надо мной все сначала насмехались. Благодаря «Дню» лучшие фотографии Украины... выставляются и в Чечельниках.

Анастасія РУДЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ