Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О «снайперском выстреле»

Магнус БАРД: «Правительство, не воспринимающее критику, в частности карикатурную, имеет серьезные проблемы с демократией»
29 декабря, 2011 - 19:42
ФОТО ИВАНА ЛЮБЫШ-КИРДЕЯ

В декабре известный шведский карикатурист Магнус Бард посетил Украину в рамках выставки «Плюс 1°С. Климатические изменения на языке карикатуристов Украины и Швеции». Выставка имела сугубо экологическое направление, а вот киевский мастер-класс шведского карикатуриста в основном касался карикатуры политической. Сам Магнус называет себя политически заангажированным, говорит, что по политическим взглядам относит себя к «зеленым левым» и считает, что шведам стоило бы больше интересоваться политикой.

На мастер-классе Магнус показал свою свежую карикатуру, которая вышла накануне в самой большой утренней газете Швеции — Dagens Nyheter: король Швеции надкусывает золотое яблоко. «Я нарисовал эту карикатуру, потому что у нашего короля есть кое-какие проблемы со средствами массовой информации, есть некие тайны. Золотое яблоко — это яблоко греха в том числе...» — объясняет художник. И также рассказывает, что тема цензуры для Швеции неактуальна: любой политик, который выразит недовольство карикатурой или попросит ее снять, может ставить крест на своей политической карьере. А вот в Калининграде одна местная газета напечатала предоставленные карикатуристом работы, зарисовав на одной из них название «Газпром»...

Магнус Бард подчеркивает, что цель любой карикатуры — не высмеять, а привлечь внимание к проблеме, заставить людей задуматься. Сам карикатурист признается, что часто действует, как снайпер, рисуя больше, чем есть в статье. Таким образом он привлекает внимание читателей к моментам, которые журналист обошел вниманием, делает, по его словам, эдакий «снайперский выстрел».

Газета «День» как издание с сильной традицией политической карикатуры (ее, в частности, на страницах «Дня» в свое время создавал известный карикатурист Анатолий Казанский) не могла обойти вниманием встречу с Магнусом Бардом. Ведь это уникальная возможность сравнить украинский и шведский опыт в этой области, попытаться проанализировать роль политической карикатуры в сегодняшней Европе и узнать, какая взаимосвязь существует между политической карикатурой и уровнем демократии.

— Есть примеры, когда карикатура вызывала общественный резонанс, становилась причиной скандала или по крайней мере выводила проблему на поверхность. Были ли в Швеции случаи, когда именно благодаря политической карикатуре определенная проблема приобрела огласку?

— На мой взгляд, особенность политической карикатуры в Швеции заключается в том, что она освещает сложные вопросы, объясняет серьезные и непростые вещи, выражая их в простых и понятных рисунках. Я не могу говорить о каких-то конкретных политических изменениях в Швеции, произошедших именно благодаря политической карикатуре, но я уверен, что большое количество маленьких карикатур может изменить образ мышления людей, а значит, изменить и их политические точки зрения и убеждения.

— В чем, на ваш взгляд, заключаются преимущества политической карикатуры по сравнению с журналистским текстом на политические темы? Можно ли сказать, что сегодня политическая карикатура чувствует себя свободнее, чем политическая журналистика?

— Преимущество любой иллюстрации в том, что в коммуникации с аудиторией она действует напрямую, всегда «попадает» в цель. Я знаю, что тех, кто видит мои иллюстрации в газете, значительно больше, чем тех, кто читает в ней статьи. Чтение текста требует значительно больше усилий, чем просмотр иллюстраций. Но в любом случае я не хочу, чтобы люди в газете только разглядывали мои политические карикатуры. Нужно также читать и статьи, чтобы иметь возможность понять всю сложность общественных процессов. Я надеюсь, что мои «веселые картинки» на странице со «скучными» текстами побудят больше людей читать и они, в конце концов, станут больше интересоваться политикой. В некоторой степени демократия зависит от того, насколько люди интересуются политическими процессами своей страны — таково мое видение.

— Есть ли в Швеции темы, которые принято обходить в карикатуре? Каковы связи между политической карикатурой и уровнем демократии в стране?

— Да, существуют некоторые деликатные темы, которые мы обходим в своих карикатурах. Не очень хорошо рисовать и высмеивать любые меньшинства и людей, не имеющих достаточной власти, например, гомосексуалистов, людей с изъянами, иммигрантов из Эфиопии или проституток. Не все хорошо в Швеции и с расизмом. Религия также может быть темой карикатуры, но здесь нужно знать меру и иметь уважение. Например, мусульмане не позволяют шутить над своей религией в отличие от, скажем, шведских христиан.

— Вы говорили, что советские карикатуристы очень умело вкладывали в рисунок символы и подтексты, потому что им приходилось это делать во времена контроля и запретов. А какие факторы сформировали традицию шведской политической карикатуры? Имеет ли шведская политическая карикатура какие-то свои специфические черты?

— На самом деле политическая карикатура все реже и реже появляется на страницах шведских газет, которые предпочитают вместо нее просто покупать фотографии. Я знаю не так много о традициях шведской карикатуры, хотя могу сказать, что раньше она так же издевалась и шутила над властью, хоть и в более сдержанной форме, с большим уважением. В то время люди у власти могли отвернуться от вас как от карикатуриста, добиться, чтобы вас уволили, то есть сделать то, чего сегодня уже сделать не могут. Должен прибавить, что у всех нас есть свой внутренний цензор, с которым постоянно нужно бороться.

Кроме того, мне кажется, в Швеции люди заинтересованы не столько в красивом рисунке, в художественном качестве карикатуры, сколько в ее выразительности и концептуальности. Я надеюсь, что мне удается вложить именно это в свои работы.

— О чем, на ваш взгляд, свидетельствует тот факт, что страна и ее власти не готовы воспринимать карикатуру. Например, случай, когда российская газета напечатала вашу карикатуру о «Газпроме», зарисовав саму надпись «Газпром»?

— Я это вижу так: правительство, не воспринимающее критику, характеризует свою страну как не желающую и не нуждающуюся в политических дебатах, критических и заинтересованных людях, а следовательно, имеющую серьезные проблемы с демократией...

СПРАВКА «Дня»

Магнус Бард — шведский карикатурист, автор политических карикатур в утренней газете Dagens Nyheter, многих журнальных и книжных иллюстраций. Родился в 1955 году, проживает в Валлентуне недалеко от Стокгольма. Занимается политической карикатурой уже более 25 лет. С 1980 года работал иллюстратором в рекламных агентствах, в 1988 попробовал себя в иллюстрировании книг, а в 1998 году начал сотрудничать с самой большой утренней газетой Швеции Dagens Nyheter в качестве карикатуриста. Интересуется политикой и экологией.

Мария СЕМЕНЧЕНКО, «День». Рисунки предоставлены Магнусом БАРДОМ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ