Присуждение Премии имени Джеймса Мейса, которую «День» по инициативе главного редактора Ларисы Ившиной ежегодно вручает лучшему публицисту за гражданскую позицию, к сожалению, далеко не всегда оказывается в эпицентре внимания украинских журналистов. Как и фамилии лауреатов престижной премии, к сожалению, пока не стали фактором всенародного признания, и ТВ не сделало их — носителей уникальных для страны знаний и смыслов — представителями качественного мэйнстрима.
Поэтому мы особенно благодарны телеканалам ZIK, «Эспрессо», «5 каналу» и каналу «Культура» за солидарность, так как они создали материалы по вручению премии и представили зрителям нынешнего лауреата – Сергея Тримбача. А на днях, чтобы пообщаться с Сергеем Тримбачем, а также с главным редактором газеты «День» Ларисой Ившиной в редакцию издания пришла обозреватель «Укринформа» Лана Самохвалова. После интервью — еще одно интервью! С Ланой Самохваловой беседуем о гражданской позиции и солидарности медиасообщества.
— Видите ли вы сегодня в Украине солидарность между журналистами в наиболее важных вопросах?
— Это — острый, неоднозначный и в то же время болезненный для меня вопрос. Люди, которые были флагманами журналистики, пошли в политику. Но некоторые из нас продолжают атрибутировать их как своих коллег, хотя они ими уже не является. Откровенно говоря, журналистика в Украине несколько испорчена деньгами. С одной стороны, она сохранила ценности, характер и серьезно продвинулась в своем развитии, в частности, имею в виду расследовательскую журналистику — на мой взгляд, на постсоветском пространстве мы здесь первые. Тем не менее, заметны и негативные тенденции. Очень многое зависит от владельцев медиа — часто не журналисты решают, писать им или не писать о серьезных общественных скандалах.
Мы не часто поддерживаем друг друга. Не всегда говорим о коллегах хорошо там, где они действительно этого заслуживают. Очевидно, определенная солидарность существует — ведь без нее украинская журналистика как таковая не была бы возможной. Но, в то же время, хочется больше искренних отношений и меньше клановости, ревности и апломба.
— Один из недавних примеров — скандал вокруг Софии Киевской, которая оказалась в заложниках новогоднего базара с каруселями и децибелами, угрожающими древним фрескам. «День» своими публикациями активно пытался привлечь внимание к проблеме, но поддержки со стороны коллег, со стороны моральных авторитетов мы не почувствовали.
— К сожалению, темы, которые находятся на стыке культуры, археологии, где очень тесно переплетен исторический контекст, не «модны». Так же не «модны» для медиа обычные герои, например пожарник, спасающий жизнь. Журналистика страдает теми же болезнями, что и наше общество в целом. «Неденежные» темы, наподобие истории, — вне тренда.
София — самое дорогое место в Украине, с какой стороны ни посмотри. Здесь и древнерусское искусство, и историческая колыбель нашей страны — это «пуп» Украины-Руси. Здесь я полностью солидарна с «Днем». Обидно, что из-за нехватки времени не смогла сама освещать этот вопрос. Понятно, что существует необходимость в новом месте празднований вместо майдана Незалежности. Это должно быть большая локация с соответствующим настроением, где могли бы собираться люди. Но София, ее фрески и мозаики — это оригиналы XII века. Если мы потеряем их, то навсегда — воспроизвести эти артефакты невозможно. Ведь где сегодня искать византийских мастеров?..
— Еще одна тема, вокруг которой разворачивается немало дискуссий, — гражданская позиция в журналистике. В этом контексте можно вспомнить споры о сайте «Миротворец», о т. н. «языке вражды». Какова ваша точка зрения, можно ли совместить гражданскую позицию с объективностью?
— Конечно! Мой брат Всеволод Самохвалов, доктор философии по международным отношениям из Кембриджского университета как-то цитировал мне исследование одного из брюссельских центров, в котором было предостережение относительно смешивания понятий объективности и сбалансированности. Журналистика, которую сейчас нам пытаются навязать, в 1941 году должна была бы написать, что Сталин и Германия нуждались в большем «жизненном пространстве», и именно поэтому уничтожали другие страны и порабощали народы. Черное является черным, а белое — белым, и когда мы говорим об этом, то не нарушаем стандарты.
Меня удивляют журналисты, которые неожиданно набросились на сайт «Миротворец». Простите, но вы поехали на ту сторону, предоставили бандитам свои данные. Почему же после этого вы обижаетесь? Ведь, получается, желание увидеть местные реалии возобладало для вас над необходимостью вступить в переговоры с подонками, разрушающими Украину. Если бы мне было очень нужно получить этот материал, возможно, поступила бы так же. Но пощечину, которую получила бы за это от волонтеров, восприняла бы достойно. Истерику же, которая была, очевидно, инспирирована, чтобы «отбить» очередной грант, не понимаю. Раньше не писала об этом в «Фейсбуке», потому что не хотела ссориться — преобладало ощущение псевдосолидарности.
Думаю, что мы не должны слепо следовать одному образцу, одному виденью. Нужно помнить, что наша страна воюет. Поэтому давайте не путать объективность и сбалансированность.
— Почему вас как журналистку заинтересовала тема вручения Премии им. Джеймса Мейса, а также личность нынешнего лауреата — кинокритика Сергея Тримбача?
— Я была второй после «Дня», кого всегда интересовала эта тема. Десять лет назад мне пришлось побывать в доме у Джеймса Мейса, в его квартире на Троещине. Была поражена тем, что этот красивый, с великолепным образованием человек решил поменять свою комфортную жизнь в Америке на квартиру на Троещине, женщину с двумя детьми и наших умерших. Но я всегда помнила, что первой в эту квартиру вошла Лариса Ившина. Да, я шла после вас, но это была также и моя тема.
«День» работает с этой темой, которая, возможно, не популярна, не является трендом, который соберет пять тысяч лайков в «Фейсбуке». Это очень важно, потому что речь идет о сохранении национального нерва. Мне не приходилось много контактировать с журналистами «Дня», но я всегда считала вас людьми этого лагеря, этого десятка.
С культурной журналистикой в Украине беда. С одной стороны, такая работа выглядит привлекательной для молодежи, с другой — считается, что специалистов здесь много, они не очень востребованы, и, соответственно, им сложнее заработать. Казалось бы, кто в воюющей стране будет платить за этот сегмент? У нас в «Укринформе» каждый журналист имеет свою специализацию, но мы вместе с молодыми коллегами решили, что раз в десять дней каждый будет выбирать одну украинскую музыкальную группу и рассказывать о ней. Для себя первой я выбрала группу «Бряц Бенд», которая исполняет классическую музыку в обработке. Убеждена, что культурная тематика должна быть «панщиной» каждого журналиста, независимо от его специализации.
Лучшая поддержка — это поддержка деньгами. Уже восемь лет Премией им. Джеймса Мейса газета «День» поддерживает интеллектуалов. Во-первых, такая поддержка им действительно необходима, а во-вторых, очень важно показывать привлекательность знаний, интеллекта. Следует также поблагодарить тех партнеров, бизнесменов, которые, полагаясь на авторитет издания, выделяют на это дело свои средства.
Сергея Тримбача я знаю преимущественно благодаря «Фейсбуку». Убеждена, что он делает чрезвычайно интересное дело. Ежедневно он несет в мир культуру, новые смыслы. Иногда, чтобы родить пост на десять строк, необходимо иметь за плечами огромный опыт, знания, творческое досье и длинный пройденный путь. Это человек, который раздаривает себя нам, делает нас лучшими. Сергей Тримбач — вне сомнения, очень достойная личность. Сегодня он уже вышел из шинели кинокритика и стал историком и популяризатором культуры.