Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О современном хуторянстве и его истоках

Стремление обеспечить себе маленький кусочек стабильности и сытости среди общей беды — элемент особого сознания, которое мы постоянно обнаруживаем в украинской истории
10 августа, 2012 - 12:19
РИСУНОК ИГОРЯ ЛУКЬЯНЧЕНКО

Потрясла информация, прошедшая по многим телеканалам. Общественное движение «Помста за розкол України» посетило село вице-спикера ВР Адама Мартынюка, чтобы просветить селян на предмет той роли, которую сыграл их земляк и избранник в принятии одиозного языкового закона Кивалова-Колесниченко. Селяне встретили приезжих враждебно, попытались избить, а автобус, на котором общественники прибыли, измазали навозом. Для местных Адам Мартынюк — благодетель и отец родной, потому что он что-то для них с высоты своего положения делает. Что плохого или хорошего вице-спикер делает для всей Украины — селян не интересует. Пусть весь мир горит синим пламенем, лишь бы на нашем отдельно взятом хуторе все было благополучно. Вот такая ментальность. Случившееся — информация к размышлению тем, кто склонен идеализировать украинское село. Какой украинский язык, какая Украина — свой огород, свой курятник неизмеримо важнее. Можно, конечно, искать глубокие корни, влияние прошлого, можно процитировать французского философа Алена Безансона: «Винищення селянської еліти, здібних та ініціативних виробників, організаторів остаточно перебило хребет одній із найпотужніших у світі сільськогосподарських цивілізацій. Натомість лишилася перелякана й ледача юрба. Саме ретельна організація екзекуції надала українському голодному терору характер геноциду...»

Но село, о котором речь, на Волыни. А там Голодомора не было. Более того, Волынь в период национально-освободительной борьбы была главной зоной операций УПА. Люди этой земли неоднократно демонстрировали мужество и героизм, защищая Украину.

Видимо, тут мы сталкиваемся все с тем же печальным состоянием украинской души, которое называется «противсіхство». Земляки А. Мартынюка, судя по всему, «проти всіх», кроме себя любимих.

Элементы этого особого сознания мы постоянно обнаруживаем в украинской истории, начиная с княжеской эпохи. Стремление обеспечить себе маленький кусочек стабильности и сытости посреди общей беды и выжить за счет ближних и вопреки им — это то, что гарантировало индивидуальное спасение и гибель общности. Именно этим проклятым неистребимым духом руководствовались наши князья, приводя на Русь-Украину то печенегов, то половцев, то поляков, то московитов. И все это того лишь ради, чтобы решить свои личные проблемы безотносительно к судьбе страны.

И в эпоху Руины сколько было тех «противсіхів», и в эпоху Мазепы, и в 1917—1920 годах.

Нестор Махно также был «проти всіх»: и против УНР, и против белых, и против красных. Из простых крестьянских парней он создал великолепную армию, разгромившую Деникина на юге Украины, побеждавшую красных и войска Антанты. Об этой армии белый генерал Слащев, ветеран Первой мировой войны, писал в свой штаб: «Элемент в военном отношении отменный. Конница вызывает восторг». Но Махно враждовал и с УНР. Да, ее лидеры часто были малосимпатичны (как и лидеры нынешней демократической оппозиции), бестолковы, непрофессиональны, малоэффективны. Но это были (при всех грехах и пороках) свои, украинские политики, это была своя украинская власть, и, как показали последующие события, неизмеримо лучшая для украинцев, чем власть большевистская или белогвардейская. Просто потому, что украинская, а не украиноненавистническая.

Сумей Махно подняться над своим «противсіхством», согласуй он действия своей повстанческой армии с действиями армии УНР — и, может, мы отмечали бы сегодня не 21-ю, а 91-ю годовщину независимости Украины. Уже в эмиграции, где он умер в нищете и безызвестности, Махно многое понял, но было поздно...

А что касается «волынского инцидента», то вывод из него такой: нельзя оставлять украинское село политически беспризорным, отдавая его на откуп всяким «крепким хозяйственникам» и начальникам, годами собирающим там обильный электоральный «урожай», гарантированно избирающимся во все рады — вплоть до Верховной. Нашим национал-демократическим партиям вместо ритуального разрывания вишиванок на груди и плача о смерти украинского села надо бы над каждым селом установить шефство, бывать там, встречаться с людьми, информировать о происходящих в стране событиях, помогать селянам в решении их проблем. Иначе село действительно будет потеряно...

На канале ТВi Виталий Портников провел очередное заседание Политклуба. И снова обсуждались избирательные списки. Они действительно вызывают некоторое недоумение. Например, в список Объединенной оппозиции попала некая депутатка Киевсовета, ничем решительно себя не проявившая, с загадочными политическими взглядами. Нардеп от БЮТ Андрей Шевченко, которому вопрос о ней задал Мустафа Найем, не смог ничего другого сказать в пользу обладательницы проходного места, кроме того, что «она красивая женщина». Надо полагать, что с его точки зрения это главное достоинство законодателя? И в тоже время депутаты ВР от БЮТ и НУ-НС, которые насмерть стояли (в буквальном смысле слова, учитывая полученные ими телесные повреждения) против ратификации в парламенте Харьковской капитуляции Украины, оказались на задворках списка. И что же прикажете думать о тех в Объединенной оппозиции, кто такой документ готовил и утверждал? Правда, Портников несколько сомнительно утешил тем, что при нынешней политической системе глава государства может не обращать внимания на результаты парламентских выборов. Ну почему же? Законы ведь, так или иначе, принимаются парламентом. Да и всевозможные следственные комиссии тоже формируются парламентом...

Ведущий справедливо отметил, что многие политики в Украине не имеют никаких политических взглядов. Ну почему же, некоторые убеждения у них есть: в частности, такое — всегда быть при власти и при деньгах. Другой символ веры, как и сама вера, им не нужен. Ведь взгляды и убеждения человека к чему-то обязывают, иногда заставляют идти против эгоистического интереса, проявлять временами бескорыстие и самоотверженность. Зачем они любителям вкусно поесть и сладко попить за счет безответного избирателя? Только будут мешать жить в свое удовольствие. Но, с другой стороны, многие ли наши граждане имеют взгляды и убеждения? Социология говорит, что в некоторых регионах чуть ли не 30% людей готовы продать свой голос. Может, рано мы ввели всеобщее избирательное право, если так много желающих торговать им?

Тот же Портников процитировал известного грузинского бизнесмена и предпринимателя Каху Бендукидзе, сказавшего, что в Грузии начались реформы, когда было уже нечего украсть. Украина намного богаче, чем Грузия. Выходит, нам еще долго придется ждать этих реформ.

А бютовец нардеп Пашинский нарисовал картину, происходящую у нас, настолько мрачными красками, что впору завыть на луну. Тем более что сказанное — правда. По Пашинскому, власть узурпирована, суда нет, Кабмина нет. Есть только коллективный Янукович. В заключение политик очередной раз поклялся, что оппозиция героически выступит на бой с такой властью. Что-то мы пока видели героизм в исполнении только нескольких оппозиционных одиночек. Основная масса сидит, как мышь под веником, и, несмотря на все торжественные обещания неистового Арсения Яценюка и угрюмо-молчаливого Александра Турчинова, в активе пока — лишь череда поражений. Последний конфуз: горделивые заявления Яценюка под Украинским домом о «победе», поскольку Литвин не подписал Закон о языковой политике. «Победа» продержалась очень недолго... Или оппозиционеры до сих пор не разобрались, что за фрукт их парламентский спикер, или нас за дураков держат...

Увы, политический класс Украины морально гнилой, очень мало тех, кто готов на какие-то личные жертвы во имя нашей страны. А без этого новые государства не утверждаются.

Профессор Киево-Могилянской академии Гарань усмотрел возможность возращения доверия избирателей исключительно в новом качестве политики, поскольку избиратели поверят не программам, а действиям. Да, чего-чего, а программ было, есть и будет огромное количество. Один позитивный практический шаг важнее дюжины программ. А вот Тарас Стецькив поразил прекраснодушным идеализмом, призвав к перезагрузке всей государственной власти на мировоззренческих основах. Ну какие мировоззренческие основы у нашей псевдополитической шпаны?

Некий не по годам мудрый Андрей Самброс из Харькова задумчиво изрек, что от устранения Януковича рай в Украине не наступит. Так не о рае же речь, а о необходимости избавления от ада, от неминуемой катастрофы нации и государства. Экономисты утверждают, что в ближайшие месяцы внешний долг нашей страны составит 40% от ее ВВП. Украину уверенно и последовательно ведут к краху.

Как рядовой телезритель хочу попросить Виталия Портникова дать возможность читать сообщения и реплики из Интернета не только присутствующим в студии, но и широкой телевизионной публике. Для этого достаточно демонстрировать студийные экраны крупным планом, а самому ведущему немножко отходить в сторону. Уж очень там колоритные и меткие высказывания случаются... А часто они намного интереснее того, что изрекают гости Политклуба.

Телеканал «МЕГА» продемонстрировал телефильм с потугами на историчность «Третий прокуратор» о Владимире Щербицком. Название удивительно точное — прокураторами в Римской империи называли представителей имперского центра в завоеванных землях. В этом смысле Щербицкий был типичным прокуратором. А в остальном фильм оказался вполне заурядным образцом так называемой дворцовой историографии. Оценки бывшему 1-му секретарю ЦК КПУ давали заведующие отделами ЦК, работавшие с ним, Валентина Шевченко, в то время председатель Президиума Верховного Совета УССР, чины Совмина УССР, президент АН УССР Борис Патон, конечно же, родственники. Сарказм вызывали потуги соратников доказать «любовь» Щербицкого к Украине (вспомним хрестоматийные строки Ивана Франко «Ти любиш, брате, Русь...») Прокуратор должен верой и правдой служить центру (в свое время шеф КГБ УССР, в прошлом военный контрразведчик, Виталий Федорчук, сказал об этом категорическом императиве с солдатской прямотой: «Мы работаем для Союза, никакой Украины в нашей работе нет»). Когда в его работе появляется какая-то Украина, какая-то Иудея, цезарь немедленно меняет прокуратора...

Так произошло с Шелестом, который все отказывался содрать с Украины для Москвы 1 миллиард пудов зерна, опасаясь, что не хватит кормов для мясомолочного стада республики. Щербицкий, вступив в должность, требуемый миллиард Москве немедленно дал. А поголовье скота в УССР сократилось на 30%. Бывшие подчиненные московского прокуратора на все лады расхваливали бывшего благодетеля. Но никто ни одним словом не обмолвился о роли Щербицкого в организации в Украине массового идеологического террора против национальной интеллигенции, создания атмосферы страха. Ведь именно при нем аресты и осуждения приобрели особо жесткий характер. Сломанные судьбы и смерть многих деятелей украинской культуры — на его совести.

Валентина Шевченко живописала героическое поведение Щербицкого во время Чернобыльской катастрофы. По ее данным, Щербицкий знал об огромной угрозе здоровью участников Первомайской демонстрации 1986 года. И он обратился к М. Горбачеву, чтобы тот разрешил демонстрацию отменить. По словам В. Шевченко, Горбачев пригрозил Щербицкому исключением из рядов КПСС. И киевлян погнали под радиацию, в том числе и детей. Шевченко считает подвигом сам факт обращения 1-го секретаря ЦК КПУ к генсеку КПСС. Это извращенное компартийное сознание. Для Щербицкого собственный партбилет оказался важнее, чем здоровье тысяч детей Украины. Если бы Щербицкий был не солдатом или рабом партии, не прокуратором Украины, а ее сыном, он бы отменил демонстрацию, бросил свой партбилет в физиономию Горбачеву и обратился к народу со словами правды. Но тут Щербицкий превратился бы в национального лидера, в украинского Бразаускаса.

Но он не смог сбросить с себя маску имперского прокуратора, которая за десятилетия стала лицом...

Игорь ЛОСЕВ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ