Доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой радиовещания и телевидения ЛНУ имени Ивана Франко Василий ЛИЗАНЧУК читает и выписывает «День» с момента основания газеты. «Читаю «День» всегда с карандашом, отмечая необходимые статьи, которые потом вырезаю. И бывают такие выпуски, что мне, в результате, нужно всю газету полностью вырезать и сложить материалы в папки», — говорит Василий Васильевич.
В первый день 2017 года Василий Васильевич отпраздновал 80-летний юбилей. Поздравление заслуженного журналиста Украины, лауреата Всеукраинской премии им. И. Огиенко, академика АН ВО Украины мы использовали в качестве повод пообщались на тему современного состояния отечественной медиасреды, проанализировав, в частности, те вопросы, которые редакция регулярно поднимает на страницах газеты и во время круглых столов.
— Какая украинская журналистика необходима сегодня?
— Украинская журналистика в период информационно-психологической и военной агрессии Российской Федерации должна быть украиноцентричной, высокогуманной и правдивой. Правда — главное оружие гуманитарной сферы. В море информации в настоящий момент человеку не так легко найти то центральное и самое главное. Поэтому в таком мощном информационном потоке журналисты должны помогать читателю, зрителю, слушателю найти то здоровое рациональное зерно, которое будет способствовать утверждению национального, гражданского, морального достоинства. Убежден, что так думают и польские, и японские, и чешские журналисты, когда они стоят на принципах интересов своей нации и государства.
— Но такой месседж не всегда встретишь в медиа. По вашему мнению, чего больше всего не хватает отечественной журналистике?
— Есть несколько причин, которые сегодня не дали возможности всем журналистам стать на высокий уровень профессионализма в понимании служения правде и нравственности. Базируясь именно на национальных принципах, человек чувствует себя свободным и ответственным за то, что делает. К сожалению, многим журналистам, теле— и радиоканалам, отдельным газетам не хватает этого понимания. Речь идет не о слепом служении, как при Советском Союзе, когда говорили, что журналист должен служить интересам Коммунистической партии. Большевистская и нацистская идеологии угнетали все достойное человеческое и национальное. А в настоящее время журналисты — один из важных факторов утверждения национального гуманистического государства, которое должно быть социально справедливым, заботиться о развитии каждого человека морально, интеллектуально и физически, создавая для этого социально-экономические предпосылки. Мне кажется, что в основные решения сложных социально-экономических вопросов или нынешних проблем защиты украинского государства все-таки должна быть глубокая мировоззренческая национальная нравственность. Если на эти мировоззренческие позиции станет каждый работник СМИ, тогда мы быстрее будем двигаться в плане утверждения украинского соборного демократического государства.
Как раз в этом контексте газета «День» дает мощные пласты материалов, которые касаются правдивой истории Украины, державотворческого процесса формирования украинской национальной идентичности, утверждения украинского языка как государственного, а также литературно-художественного и социально-экономического процессов. Эти материалы направлены на формирование среди общественности национально-гражданского убеждения, без которого не может утверждаться государство и нация. Государство, как институт, должно содействовать развитию и утверждению нации. Если нация больна, если нет глубинного национального понимания призвания человека на земле творить добро и способствовать утверждению этого добра в каждой клетке общественно— государственного организма, то такая нация не может создать мощное государство. Эта беда сегодня чувствуется в Украине и, в частности, в медиасреде журналистов, некоторым из них не хватает глубинного ощущения национальной сущности.
Через телевизионные каналы, через так называемые развлекательные программы навязывается циничное отношение ко всему украинскому. Мол, украинский язык и культура — вещи, которые на «маргинесе», пригодные только для смеха. А вот российская культура, а на самом деле российская попса, которую пропагандируют многие каналы и FM-станции, якобы классическая и на ее основе нужно учиться. Нет, это как раз то, что калечит людей.
— Как наиболее эффективно бороться с пропагандой в условиях информационной войны?
— Мы должны понимать, что такое пропаганда. Если пропаганда направлена на формирование высоких моральных ценностей, здорового образа жизни, высокой этики жизни, то я приветствую такую пропаганду во всех СМИ. Впрочем, есть и российская пропаганда — классический образец манипулятивной пропаганды, которая впитала в себя нацизм, фашизм, большевизм и рашизм. Она отрицает человеческие морально-духовные ценности, навязывая зоологическую ненависть ко всему чужому. К сожалению, большинство российских СМИ занимаются подпеванием агрессивному, колониальному, захватническому по своей сути российскому режиму. И это тянется с самых давних времен — с 1169 года, когда Киев разрушил Андрей Боголюбский — внук Владимира Мономаха, «Наставление» которого имеет сегодня чрезвычайно большое значение. Андрей Боголюбский — первый, кто нарушил завещание своего деда. И именно с тех пор начался упадок древнеукраинского государства Киевской Руси. А шовинистическая ненависть к чужому стала центральным понятием в идеологии Московского государства, потом Российской империи, Советского Союза, а ныне превалирует в режиме Путина, который стремится возродить великую империю. Эта идеология ненависти до сих пор лежит в основе российской манипулятивной пропаганды. И когда ведем речь о соблюдении высоких духовных ценностей, европейских стандартов журналистской профессии, то, в первую очередь, мы должны думать о высоких моральных мировоззренческих позициях, которые должны утверждать чистоту мысли, к чему призывал еще Владимир Мономах.
— «Есть ли национальный характер у Национального союза журналистов?» — поинтересовался «День» во время последнего круглого стола в редакции. Как бы вы ответили на этот вопрос?
— Газета «День» — это своеобразный луч в темном царстве, свет в том тоннеле, из которого должна выбраться украинская журналистика, выйдя на светлую чистую дорогу. Обращение газеты «День» я полностью поддерживаю. «День» не призывает к отделению украинской журналистики или к узколобому осмыслению того, что происходит в мире и Украине. Наоборот, в этом обращении делается акцент на широту взглядов гуманистических, моральных, благотворительных. Этого можно достичь только правдой, а ею недопустимо манипулировать. В этом контексте определенные представители руководства Национального союза журналистов, по-видимому, не почувствовали глубину опасности, исходящую от российского агрессора против Украины и других государств; не почувствовали, что это может раздавить Украину.
Журналист должен быть выше мелких партийных недоразумений. Известный публицист Евгений Онацкий отмечал, что интересы не каких-то партий должны быть в основе деятельности украинской журналистики, а основы украинской нации. Когда такое ощущение появится у руководителей НСЖУ, тогда он будет стоять на национальных принципах. Пока она подыгрывает манипулятивной российской журналистике и спекулирует на том, что встречами с ее представителями помогает украинским журналистам, попавшим в плен. Таким образом происходит манипуляция истинной сущностью гражданско-национальной журналистики, которая заключается в том, чтобы, защищая свое, содействовать цивилизационному развитию, в том числе наших соседей, которые еще не все избавились от имперского мышления. Это, в первую очередь, заметно в России и, к сожалению, у определенных политиков в Польше, которые к национальным интересам Украины тоже относятся негативно.
Сегодня некоторые зарубежные и отечественные журналисты занимают такую позицию, мол, журналисты должны объединяться. А под каким лозунгом и на какой почве? На позиции игнорирования национальных интересов? Или на игнорировании высоких моральных ценностей человека? Не можем мы на такой позиции объединяться. В связи с гибридной войной немало европейских журналистов будто ослепли. Они долго не могли понять, как же называть то, что Россия творит в Украине. Они выискивали такие слова, формулировки, предложения, чтобы не сказать, что Россия — агрессор. Даже в комментарии в газете «День» уважаемый Сергей Томиленко не называет Россию агрессором. Есть также журналисты, которые настаивают на том, что сепаратистов, боевиков, изменников, кремлевских прислужников нужно называть ополченцами. Если эти понятия правильно не будут различать ОБСЕ и журналисты, которые работают в Украине, то мы не сможем приносить пользу общему украинскому и европейскому делу, а будем, наоборот, лишь способствовать тому, чтобы в Европе так и не поняли агрессивной сущности российского государства.