В последние годы часто возникают проекты реформирования Первого Национального телеканала. Это естественно. Наверное, такое желание приходит в голову многим зрителям, у которых есть время смотреть программы «Первого». Во времена Леонида Кучмы «Первый» полностью смирился со своим статусом официоза, от которого не стоит и требовать своеобразия, неординарности, каких-то творческих поисков и тому подобное. Канал существовал для того, чтобы рассказывать о визитах и заявлениях президента, премьера, обращениях Верховной Рады и тому подобных потребностей. Многие народные депутаты использовали безотказный «Первый» для своих не очень интересных выступлений, рассматривая «Первый», как что-то наподобие парламентской газеты «Голос Украины», обязанной печатать опусы нардепов, независимо от качества и здравого смысла предложенных текстов.
В этом плане «Первый» устраивал всех, кроме зрителей. Однако на зрительские эмоции власти долгое время внимания не обращали. Но после Майдана, когда новые хозяева правительственных кабинетов почему-то почувствовали себя носителями совершенно нового порядка, вспомнили и о «Первом» как о лице этой самой власти, мол, новой власти — новое лицо. Вместо закостенелого кучмовского — свежее «оранжевое»... С этой целью «революционная» Банковая делегировала на канал своих «полевых» командиров, наделив их полномочиями перестроить, реформировать, обновить... Первым «революционным» шефом тут назначили одного из героев Майдана Тараса Стецькива. Он не справился и убежал в привычное и уютное депутатское кресло, почему-то вопреки традициям наших феноменально болтливых народных избранников предпочитая не распространяться о том, что произошло на «Первом» во время его чуткого руководства. Из некоторых фраз можно было только понять, что пан Тарас хотел организовать общественное вещание, но ему не дали... Кто конкретно и каким образом «не давал», осталось за кадром...
Однако значительно больше рассказали его оппоненты, в первую очередь, представители трудового коллектива телеканала (именно так — трудового, а не творческого). Оказалось, что на канале работает большое количество людей, из которого можно было бы сформировать несколько телеканалов формата «5 канала», «Тониса», «СТБ» и так далее. Эта огромная кадровая «гора» уже много лет рождает «мышь» творческих свершений. Как теперь становится понятно, пан Стецькив тоже был поражен ужасным разрывом, даже пропастью между штатным количеством и качеством конечного продукта.
Кстати, «гениальный продукт» канала вполне могут производить 10% нынешнего штата. Но все реформаторские стремления нового руководства натолкнулись на сплоченный отпор работников, которые хотели без всяких творческих «судорог» спокойно досидеть до пенсии, колхоз «тихая жизнь», который называется «Первым», их вполне устраивал. Работники активизировали местный профсоюз и героически стали на защиту своего спокойствия и рабочих мест. Наполеоновские планы «оранжевых» вождей относительно канала тихо угасли...
Между тем, реформировать Государственный ТК можно было еще тогда, не хватило креативного подхода реформаторам (да и откуда ему взяться после многолетнего сидения в нашей Верховной Раде?). Кстати, полностью понимаю Оксану Забужко, которая отказалась от гарантированного места в парламенте, мотивируя отказ опасениями деградировать как человек и творческая личность. Пользуясь случаем, предлагаю создать морально-психологический реабилитационный центр для бывших нардепов. Конечно, это не абсолютное правило, мы знаем некоторое количество приятных исключений...
А креативный подход в данной конкретной ситуации должен заключаться в следующем: как известно, в любом коллективе есть актив и пассив, он же балласт. Не трогая балласта, следовало сделать ставку на актив, обеспечив ему хорошее финансирование и комфортные условия для творчества. Благодаря этому была бы сформирована питательная среда для талантливых, способных людей, и это предметно продемонстрировало бы, кто есть кто на «Первом». Что касается балласта, то он имел бы возможность тихо досиживать до «заслуженного отдыха», завидуя успешным, популярным и денежным коллегам. А критерием — честным и объективным — стали бы рейтинги проектов, огласка в прессе и обществе. Но не тут-то было. После Стецькива на должность шефа «Первого» канала назначили некоего Докаленко.
За исключением обычных в таких случаях обещаний и авансов тут снова ничего к лучшему не изменилось. Несколько увеличилось количество нудных ток-шоу с неинтересными ведущими и неинтересными гостями, да и темы выбирались как-то слишком уж осторожно, чтобы никого не задеть. Если посмотреть на сетку вещания канала, то мы увидим, что она изобилует разнообразными передачами, всего ежедневно выходят около 23—25 программ, но все это напоминает советский магазин, когда всего полно, а купить нечего... Немного улучшились новости, стали более содержательными, но любой на что-то претендующий канал должен иметь свои знаковые фигуры, личностей, с которыми отождествляют этот канал и которые являются его привлекательным лицом. Таких на «Первом» практически нет. Хорошо, что пришел (уже в период Илащука) Мыкола Вересень, но ему еще нужно время на «раскрутку» в формате «Первого». Однако никто не может гарантировать, что у него все будет хорошо на новом для него канале. Здесь, как и на футбольных полях, может сложиться, а может и не сложиться. Вспомните, каким гениальным игроком Андрей Шевченко был в «Милане» и как он подупал в лондонском «Челси» (невзирая на все миллионы Романа Абрамовича). Но очень хочется, чтобы у Мыколы Вересня и «Первого» на радость зрителям все сложилось.
Удивляет хронический симбиоз Государственного канала с ТРК «Эра», не к лицу официально главному телеканалу страны делить свой эфир еще с кем-то, тем более, что позиции «Первого» и «Эры» часто бывают абсолютно противоположными.
А что касается «общественного вещания», то канал имеет возможность стать таким даже без формального провозглашения этого статуса. Для этого всего лишь (!) нужно быть голосом украинского общества, а не опостылевшей кучки нардепов, политиканов и обслуживающих их политологов. Миллионы украинцев уже давно знают заранее, что скажет Нестор Шуфрич, Анна Герман, Инна Богословская, товарищ Чечетов, Ксения Ляпина и иже с ними. Однако в Украине есть немало мудрых людей, ученых, предпринимателей, преподавателей, которым есть что сказать своим соотечественникам. Было бы хорошо, если бы «Первый» не ограничивался старой засаленной колодой надоевших фигурантов, настойчиво ища новые лица и новые идеи. Именно он должен стать всеукраинской общественной площадкой для обсуждения самых острых проблем нашего общества.
Только не нужно на эту площадку тащить тех, кто за эти годы уже продемонстрировал все, на что был способен. Не нужно этих завсегдатаев политических тусовок и пожизненных депутатов парламента. Оставьте их Савику Шустеру и «Свободам слова» на «Интере» и ICTV. Украине как воздух нужны свежие люди и свежие взгляды. Если Первый Национальный пойдет по этому пути поиска, он будет обречен на успех.
Нынешнему шефу «Первого» пану Илащуку можно пожелать действовать в процессе реформирования канала методом «точечных ударов», то есть, не трогая кадрового балласта, не подогревая страсти, создавать ячейки творческого роста, сплачивая вокруг себя все живое и талантливое, что есть на «Первом», раскручивая перспективную молодежь и уговаривая признанных метров из других телекомпаний помочь каналу. Кроме того, среди нашей научной и творческой интеллигенции есть немало интересных историков, искусствоведов, культурологов, философов и тому подобное, которые охотно будут сотрудничать с этим каналом. А это сделает возможным расширение круга идей и проектов. То есть ему нужно иметь свой актив, своих поклонников, выступая главным общественным консолидатором интеллектуальных и творческих сил страны. Ведь общественное вещание нельзя создать по указанию властей усилиями какого-то телеканала. Это должно быть делом всего общества. Однако, если «Первый» и далее будет выступать в роли служанки политиканов и бюрократов, обслуживая их демагогично-электоральные интересы, то об общественном вещании, как и об обновления «Первого», можно будет забыть навсегда.
Наверное, пану Илащуку все же придется побить горшки со многими подчиненными, которые годами продуцируют не только нерейтинговые, но и откровенно антирейтинговые, очевидно бездарные программы. Было бы наивным требовать от этих людей лучшего, они работают так, как способны...
Пожелаем третьему после Майдана реформатору Государственному каналу успеха и победы, потому что его успех будет нашей общей победой. И будем ждать очевидного творческого прорыва к новому качеству телеэфира «Первого». Пусть это произойдет как можно скорее. В конце концов, Украина заслужила право на достойный Первый Национальный телеканал, лишенный клейма провинциальности и второстепенности. Но вот только удастся ли его сделать таким в эпоху практически нескончаемых досрочных парламентских выборов?