Проект Общественного ТВ в Украине, похоже, опять вошел в стадию малоконтролируемой турбулентности. Казалось бы, после принятого закона «Об общественном телевидении и радиовещания Украины», показательного и даже несколько пафосного избрания председателя НОТУ (напомним, в результате публичного представления своих проектов, наблюдательный совет Национальной общественной телерадиокомпании Украины избрал большинством голосов руководителем Общественного вещания Зураба Аласанию), и, что не менее важно в наших реалиях, — публичных заявлений в поддержку нового вещателя от высшего руководства государства Президента Украины, премьер-министра и председателя парламента, наконец включили «зеленый свет» — проект запущен окончательно и бесповоротно. Вопросы могли бы возникнуть (и действительно возникали) лишь к «сетке вещания», контенту, иными словами, на что именно и как Общественный телерадиовещатель должен был прежде всего обращать внимание в творческом плане во время работы с содержанием. Говоря о многочисленных круглых столах и совещаниях в этом плане, на которых канал, по мнению менеджмента, находился в «поиске себя», медиаэксперты призывали не изобретать велосипед там, где это хорошо работает, в частности, ориентироваться на газету «День» и многочисленные проекты издания. Как-то в одном из комментариев известный телеменеджер Николай Княжицкий даже прямо сказал, что, на его взгляд, лучшее Общественное вещание — это телеверсия газеты «День».
Однако последние несколько дней показали — вопрос не только в содержании, идеологии и концепции вещателя. После внесения в парламент проекта государственного бюджета на следующий год стало понятно, что власть, по сути, и не планировала строить новый — технологически и творчески — телерадиоканал для общества. Ведь... предусмотрела на его финансирование вдвое меньше средств, чем этого требовал закон.
По этому поводу правление ПАО «НОТУ» публично заявило, что власть просто не желает профинансировать Общественное вещание и выполнить требования закона, ведь хочет получить канал, которым можно «легко руководить в ручном режиме накануне выборов».
— Общественное вещание сейчас переживает самые тяжелые времена. Для нас — это время реформ и перестройки бывшей государственной компании в независимого вещателя. Отсутствие надлежащего финансирования подрывает весь процесс реформ. Ведь речь идет уже даже не о закупке техники или современного оборудования. Речь идет о реорганизации самой структуры, что финансово затратно, но является инвестицией в будущее. Без надлежащего финансирования дальнейшие реформы невозможны, — сообщил председатель правления ПАО «НОТУ» Зураб Аласания.
Как только ситуация вокруг Общественного ТВ начала набирать обороты, в медиа стали появляться новые подробности о рисках относительно недофинансирования. В частности, стало известно, что предложенный правительством бюджет на НОТУ, по сути, ударит не только по каналу, но и по Украинскому радио, которое будет вынуждено уменьшить или вообще отказаться от вещания на части Украины, в частности в Крыму и на Донбассе. Генеральный продюсер Украинского радио Дмитрий Хоркин в разговоре с «Днем» заметил, что правительство таким образом практически лишает права налогоплательщиков услышать Общественное радио, которое они содержат. А отказ от вещания радио на оккупированных территориях — это вообще вопрос информационной безопасности страны.
— Недофинансирование общественного может поставить под угрозу вещание на оккупированные территории Донбасса и Крыма. Так, мы фактически не сможем проплатить энергорасходные средневолновые передатчики и давать незаангажированную проукраинскую позицию гражданам, проживающих под оккупацией. В связи с недофинансированием мы должны будем и по всей Украине в целом сократить объемы вещания, — прокомментировал «Дню» Дмитрий Хоркин. — Понимаете, передатчики, на которых мы вещали на оккупированных территориях, — это средневолновые передатчики АМ-диапазона. И они очень энергоемкие. Сейчас мы вещаем на трех средневолновых частотах, которые предоставил Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания специально только Украинскому радио (больше никто не вещал на оккупированные территории на средних волнах), и мы будем вынуждены их просто выключить, поскольку банально не будем иметь денег заплатить за электроэнергию, за обслуживание этих передатчиков. Кстати, в прошлом году на несколько недель мы также были вынуждены их выключать — и сразу пошел шквал звонков из Донбасса и Крыма с возмущениями: «Куда исчез сигнал?» Распространение сигнала может быть уменьшено и на мирной территории. Понимаете, у нас только по Киеву 138 ФМ-передатчиков, и за каждый из них нужно заплатить. То есть это недофинансирование прежде всего ударит по распространению сигнала. Как вообще может быть, что в бюджет закладывают финансирование меньше, чем это предусматривает закон? Для меня этот вопрос остается открытым. Это как в цирке — играются палочками, что-то под музыку подбрасывают вверх, и оно то есть, то исчезает... У нас действует закон, есть соответствующие нормы, четко регламентирующие объемы финансирования на все потребности, которые необходимы НОТУ. Однако начинаются какие-то непонятные «игрища». Скажу откровенно, если будет проголосована и сумма, которую заложили в проект госбюджета, то это выльется в настоящую катастрофу и остановит реформу Общественного вещания. А во время войны, с оккупированными территориями... вопрос информационной политики, без преувеличения, — это безопасность для страны.
По мнению Дмитрия Хоркина, есть серьезные предположения, что в результате давления общества объем финансирования увеличат. «Это на самом деле очень странно, чтобы правительство и парламентарии настолько попирали закон, в частности в той сфере, которая касается журналистов, — добавляет генеральный продюсер Украинского радио. — На самом деле возмущает, что все мы будто вынуждены эти средства выпрашивать, вымаливать, на кого-то давить... Это означает, что никакие изменения не произошли. Мы не требуем дополнительных средств, а только то, что предусмотрено. Но вообще, если бы власть была заинтересована в качественном телерадиовещании, то должна была бы даже увеличить финансирование во время реформы. Потому что нам на самом деле досталось не реформированное ТВ и радио, 26 региональных телерадиокомпаний, которые в ужасном техническом состоянии. Я на днях был в Днипре, там аппаратура, в частности микрофоны, которые закупались еще в 1980-е годы. Студия, которая обустраивалась в 1970-е годы. О котором качестве мы можем говорить? И это при том, что в Днипре Украинское радио — единственное разговорное новостийное радио. Других нет. И главное — пока идут эти «торги», мы фактически не можем составить программные проекты на следующий год, «сетку разработать», вообще не можем что-то планировать по развитию».
Пытаясь «спасти» положение, руководство НОТУ практически начало в СМИ кампанию дискредитации украинской власти, которая и «уничтожает Общественный вещатель», и «пытается оказывать давление на канал», и конечно же «препятствует свободе слова». Менеджеры и журналисты Общественного уже публично обратились с просьбой информационной и правовой поддержки в этом вопросе не только к коллегам в Украине, но и к авторитетным международным организациям. Главное требование — под давлением заставить депутатов на этапе обсуждения и принятия государственного бюджета на 2018 год таки вернуть по крайней мере предусмотренные законом средства на НОТУ. И, как говорят (не публично) сами же топ-менеджеры НОТУ, скорее всего, «выбить» свои средства им таки удастся. Следовательно, встает вопрос: кому и зачем нужен был красный медиапроект «предательства» по провалу Общественного ТВ? Заинтересована ли на самом деле власть в создание качественного и независимого вещателя? И понимали ли все риски менеджеры НОТУ, когда претендовали на должности в правлении? Словом, история о запуске в Украине Общественного еще далеко не завершена. И что-то подсказывает, что в новом политическом сезоне нас еще ждет немало громких заявлений, публичных демаршей и ультиматумов вокруг Общественного ТВ. Однако ждет ли этого само украинское общество, для которого якобы создают вещатель?