Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Оксана НОВОСАД: «Мы сами себя должны ценить. И прямо сейчас»

15 октября, 1999 - 00:00

"Імпреза" Оксаны Новосад — программа- долгожительница канала СТБ. И дело тут не столько в объекте авторской передачи Оксаны — музыке, сколько в личности самой Оксаны, ее фанатичной убежденности в необходимости того, что она делает. Ей импонирует лозунг руководителя ОРТ Константина Эрнста — «Нет ничего невозможного, есть только то, чего мы плохо захотели». Выпускница музыкально-педагогического факультета, преподавательница киевской школы искусств № 2, она сама «вывела» себя на телевизионную орбиту — вначале как журналист «К.І.Н.», а затем как автор и ведущая собственной передачи.

— Вначале на СТБ, — говорит Оксана, — было очень сложно, потому как канал-то новостийный, программа казалась инородным телом. Кроме того, я не журналист по образованию, и мне долгое время претило «профессиональное» отношение некоторых журналистов к работе: съездил на съемку, написал, «начитал» текст — и забыл навсегда. Я устроена несколько иначе. Теперь я уже понимаю, что по-другому в журналистском мире нельзя: если ты будешь проникаться каждым материалом — умрешь через день.

— Кто ваша аудитория? «Імпреза» пропагандирует или «отражает»?

— Когда я писала концепцию своей программы, то указывала, что она рассчитана на широкий круг зрителей. И — стала делать элитарную по тематике программу. Наверное, это парадоксально звучит: я пытаюсь делать «попсовую» передачу о непопсовой музыке. Один из путей, как «опопсить» или, точнее, «облегчить» программу — путь упрощения, отсечение лишних подробностей. В этом плане мне нравится работа Парфенова в «Намедни». Второе, что мы сделали — совершенно сознательно ввели рубрику «Впечатления», где известные люди, например, Валентин Гафт, Геннадий Хазанов, Олег Басилашвили, Оксана Забужко — рассказывают о месте музыки в своей жизни. Сейчас мы собираемся немного менять программу, делая ее более информационной: привязывать к событиям недели, дополнять новостями из Интернета, приглашать в студию искусствоведов и критиков.

— Как вы относитесь к своеобразному «украиноцентризму» существующих на нашем ТВ культурологических телепередач?

— В каждой нашей программе обязательно один сюжет посвящен украинскому исполнителю или автору. Почему мы это делаем? Потому что в нашей стране есть люди, достойные внимания. Героев сюжетов я выбираю не по принципу их «засвеченности» в масс-медиа, а исходя из художественной ценности того, что они делают. Материал мы стараемся отслеживать, пополняя свой архив. Так произошло, например, с молодым танцовщиком — ныне уже солистом нашего Оперного — Денисом Матвиенко, которого впервые мы сняли еще два года назад, на выпускном в училище, а потом еще в разное время на репетициях и в спектаклях. Теперь это позволяет нам сделать полноценный материал о его работе.

Я всегда слежу, кого выбирают в герои другие программы. Как правило, это достойные люди. Но что мне не нравится — это неуемный восторг в их адрес. Обычно за этими словесными завитушками ничего не стоит. Отсутствие даже не трезвой аналитики — простого, без истерики, внимания к творческой личности у зрителей вызывает скорее отвращение, чем искреннюю заинтересованность. Зачем этот пафос? Почему нельзя общаться нормально, почему из зрителя надо делать идиота?

— Если бы вам предложили создать на украинском ТВ культурологический канал, согласились бы вы? Какой вы видите в таком случае концепцию этого канала?

— Я бы отказалась. Как-то мой преподаватель по оперной режиссуре Владимир Анатольевич Лукашов (сейчас учусь в консерватории по этой специальности) на вопрос, почему в свое время отказался от постановки «Отелло» в Харьковском оперном, ответил так: «У меня не было настоящего исполнителя роли Отелло — высокого и голосистого. И не было технических средств, чтобы динамично менять декорации в 14 картинах». Так вот — я бы канал «Культура» не стала бы создавать по двум причинам. Нет мощнейшей личности, способной взвалить на себя такую работу — при том «деньгастой» и «мозгастой». В то же время она должна быть взращена на плодородном культурном гумусе. У нас есть такие люди, но они, как правило, беспомощны в организационном плане. И второе — технически и финансово сегодня это потянуть невозможно. Это объективные причины. Но вообще-то появление такого канала не помешало бы — должна же быть какая-то альтернатива всему остальному. Потому что до момента пресыщения сериалами, политикой, передачами типа «Ситуация» осталось совсем мало. Это уже заметно по концертным и филармоническим залам. Через несколько лет в Украине обязательно появится нечто подобное. Мы накануне невероятного культурного подъема. Максимальный спад уже позади.

Как будет работать канал? Не надо изобретать велосипед. Существуют архивы с записями концертов, спектаклей, «свои» и импортные (культурный обмен между странами наладить гораздо проще, чем какой бы то ни было иной), культурологические фильмы, которых в свое время наснимали великое множество. Плюс — новости культуры. Плюс — не самые дорогие, но «объемные» по времени программы типа «Гость в студии» в прямом эфире.

Если сравнивать с российским каналом «Культура», то особого отличия не было бы. Балет — он и в Африке балет. Самое главное — профессионализм и принципиальность, жесткость в отборе тем и текстов.

Будучи в России, заметила одно важное отличие — и оно касается не только культурологических передач — это оптимизм. Россия страдала не меньше, чем Украина, от несуразной политики, да и сама эта страна несуразная. Но при всем при том эта избитая формула — «конструктивизм мышления» — там присутствует. Там вот «попышались- попышались» своим «великим прошлым» — и оставили эти темы в покое. Нет, не забыли — но пошли вперед.

Понятно, что без истории нет будущего, но у нас эти бесконечные ссылки на прошедшее, эта нынешняя неуверенность — уже раздражают. Ну, не убеждает меня Кучма, который провозглашает: «Ви — майбутнє України!». «Майбутнє» Украины — в сохранении и развитии еЮ культуры (да простят мне пафос). Все остальное — производное.

Вот, например, Гринькив — молодой бандурист — в октябре записывает компакт- диск со знаменитым гитаристом Элом Ди Меолой (знаю, потому что этим летом мы про бандуру сняли целый фильм, которым, кстати, уже заинтересовались в России). Алексея Ратманского вместе с Михаилом Шемякиным и Валерием Георгиевым пригласили ставить в Америке балет. Вот так надо жить — смотреть вперед, без оглядки назад, на восток и на запад. Мы сами себя должны ценить. И прямо сегодня.

Александра ЛАВРИНЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ