Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Осмысление как залог катарсиса

22 июня, 2006 - 19:31

Любая трагедия (даже такая страшная, как Вторая мировая война) неизбежно проходит в человеческой сознательности путь от нестерпимой боли (эмоциональное пространство) до выводов, интеллектуальных и этических уроков (аналитическое пространство). И документальное кино — конечно, в лучших своих образцах — более чем убедительно доказывает нам ту истину, что катарсис («снятие» трагедии и последующая духовная очистка) наступает тогда, когда трагедия осмыслена, когда История и Время показывают нам ее действительные масштабы, истоки и причины.

Документальный телесериал «Обратная сторона войны» (режиссер Дмитрий Плешков, автор сценария и ведущий Валерий Тетерятник, консультант-историк Владислав Гриневич), повторно показанный на днях ТРК «Эра» — премьера состоялась 2005 года — незаурядное явление в украинском (таком, к сожалению, хилом!) информационном пространстве и заслуживает, очевидно, на подробный и серьезный разговор. Сейчас же хочется кратко отметить главное.

Фильм состоит из нескольких частей («Версальская взрывчатка», «Раздел Европы», «Катастрофа 1941»), связанных между собой определенным идейным, тематическим и концептуальным единством. Концептуальный подход у авторов сериала был следующий: дать зрителю анализ событий Второй мировой и Великой Отечественной войн в широком контексте мировой истории ХХ века, пытаясь при этом обосновать ответ на такие важнейшие вопросы: кто виновен в разжигании войны? Почему советские войска понесли такие катастрофические поражения летом 1941 го?

Ответ, как показывают творцы ленты, в одном: в террористической природе сталинского режима, который вел нещадную войну против собственного народа (одна только цифра: 8 миллионов советских граждан в 1940 году находилось в концлагерях, 3 миллиона — под следствием!). Отдельная тема — размах репрессий в Западной Украине в 1939—1941 годах; к тому же эти репрессии, депортации, уничтожения невиновных осуществляли так называемые руководящие органы, состоящие из выходцев из Восточной Украины и России, которые не знали местных традиций, более того — презирали их (70% — имели только начальное образование...).

Стоит ли удивляться ненависти галичан к «советам»? Это показано в сериале более чем убедительно! Но, к сожалению, не дается в фильме ответ на «простой» (и главный!) вопрос: почему же украинский народ, зажатый в тиски между двумя тоталитарными режимами, победил врага? Благодаря чему? Вместо этого слишком много, по-видимому, внимания уделяется таким проблемам: не готовил ли Сталин «встречное», «опережающее» наступление на Гитлера в 1941 м?Каким было соотношение сил?

В 1948 году Эрнест Хемингуэй, прошедший две мировые войны, писал о том, что сознательных поджигателей войны нужно ставить к стене, когда нужно, и без суда. Вот о чем думается прежде всего после просмотра фильма.

Игорь СЮНДЮКОВ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ