Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Особенная тональность...

Кристина СТЕБЕЛЬСКАЯ: «Возможно, именно из-за трансляции богослужений кто-то преодолел страх войти в Церквь»
1 мая, 2020 - 13:00
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Ранее трансляции богослужений в разных соцсетях и СМИ были удобными преимущественно для тех людей, которые физически не могут прийти на Литургию, или пользовались спросом среди украинской диаспоры ... А теперь во время карантина - это прекрасная возможность для верующих поддерживать связь с Богом и духовной свободой. А для лиц, которые отдалились от Всевышнего, - снова «познакомиться» с Ним ближе, открыть Его для себя по-новому.

Кристина СТЕБЕЛЬСКАЯ - менеджер центральной редакции Дирекции телевидения НСТУ - почти 20 лет «занимается» трансляциями богослужений. Она уверяет, что «роль комментатора - это ответственность, потому что во время обедни человек должен черпать знания и мотивацию и даже ответственное, критическое мышление».

О значении правильной тональности и сопровождение литургий во время трансляций в СМИ, а также как можно «достучаться» до сознания людей - в нашем разговоре с заслуженным работником культуры и народной артисткой Украины, автором, ведущей, общественным деятелем Кристиной СТЕБЕЛЬСКОЙ.

 «ЗНАТЬ, ЧТО ЧЕЛОВЕКУ «БОЛИТ», ЧЕМУ ЕМУ НУЖНО НАУЧИТЬСЯ»

- Пани Кристина, вы часто вели, комментировали праздничные трансляции богослужений. На ваш взгляд, в чем заключается важность правильной тональности и сопровождения литургий?

- Во время трансляции я вижу глаза и переживания в кадре. Есть соответствующий контекст жизни и история праздника. И опыт дает понимание, в какой тональности вести диалог с аудиторией. Богослужение имеет столько символов и метафор, сопровождение должно направить, дать ощущения и красивые переживания. Правильная тональность - это знать, что человеку «болит», чему ему надо научиться, и объяснить это максимально выразительно и приятно.

Прежде всего - понимание, как Бог действует в жизни через духовную практику, в частности, через молитву, богослужение, причастие, достойное поведение, милосердие к ближним ... Верующий человек развивает в себе сознание, а не идеологию и ищет, кто он на самом деле.

Второе - объяснить, почему уникальные обряды отзываются в душах многих? Почему это мощная навигационная система? Почему вера «живая»?

Третье - не поучать, а все богословское объяснить простыми словами. Это всегда современный диалог, который должен вдохновлять, поэтому я люблю оптимизм литургий. Не забываем в какой исторический момент совершается богослужение, и как прекрасен храм, созданный людьми. После завершения трансляции должно быть светло. Хочется жить! А от человека нужны лишь старания, поэтому как раз их комментатор поощряет.

«ТРАНСЛЯЦИИ БОГОСЛУЖЕНИЙ ОТКРЫЛИ НАМ, КАКУЮ ВЫСШУЮ МИССИЮ МОЖЕТ ВЫПОЛНЯТЬ ИНТЕРНЕТ И ТЕЛЕВИДЕНИЕ»

- Как вы оцениваете трансляции богослужений, которые теперь происходят в праздничные дни?

- Очень нравится мнение современного философа Владимира Ермоленко:

«... Чем больше тупости вокруг, тем больше я за ум».

Трансляции богослужений открыли нам, какую высшую миссию может выполнять Интернет и телевидение. В критический момент не только коронавируса, но и бездуховности они усилили духовную зрелость. И показали, какую новую форму диалога может предложить Церковь человеку, как она принимает вызовы, насколько она открыта. И Церковь умело этим воспользовалась. Я думаю, что значительно лучше иметь доступ к богослужениям разных Церквей, чем не иметь их вообще. Люди у телевизора или радио превратилась в маленький храм. И мир развернулся! Вещание вернуло себе благородное предназначение!

Конечно, трансляции не заменят живой Церкви с ее энергией и частотой. Людям важно возвращаться к месту, где, несмотря на свои регалии и должности, они прикасаются к тишине намоленных икон, причащаются. Физически легче переступить порог храма и почувствовать диалог с Богом, легче простить ближнего и полюбить себя. Однако религиозные трансляции - это несколько глубже, чем обычные программы. Их не смотрят, чтобы смотреть. У людей есть причина, ПОЧЕМУ они должны быть частью соборного действа. Им нужно чувствовать, что к кому-то принадлежат, даже если много скрытого или неизвестного ... Здесь мозг подсказывает: где искать опору, защиту, вдохновение? Как избавиться от того, что унижает? Каждый обращается к вере с очень личными потребностями, особенно, когда в душе пустота.

ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

- А как при таких обстоятельствах можно достучаться до людей, которые, видимо, удалились от Бога?

- Конечно, среди зрителей есть те, которые не верят в Бога. Именно религиозные трансляции расширяют контакт с неизвестным. Абсолютно без принуждения их смотрит аудитория, которая не ходит в церковь, но ценит добро и делает добро сама. Они задумываются над качеством своей жизни в сообществе. Они не понимают церковных обрядов, но задумываются, почему их жизнь «никакая». Им нравится, что их место жительства имеет свою уникальность - красивый храм.

Человек может не до конца понимать тему Бога, но искать его в себе, в природе, книгах ... Даже словосочетание «божественная связь» по-украински звучит прекрасно, правда? Всегда буду помнить слова философа Хорхе Анхеля Ливраги: «... Люди должны уметь молиться и уметь умирать», кроме других жизненных действий. Как мудро!

Возможно, именно из-за трансляции некоторые открыли в себе новое и побороли страх войти в Церковь. И не одна семья пришла на исповедь. А некоторых замечательные церковные песнопения вдохновили. Даже любители уединения в один момент поняли, как хорошо присоединиться к сообществу. Почувствовать поддержку, свою идентичность. И дух человека умножается, когда он молится вместе с другими. Такая молитва считается сильнее.

Итак, мы дали людям больше выбора, больше переосмысления! Побороли изоляцию и свели вместе больше людей. Расширили сферу функций Церкви, которая... есть для украинцев авторитетным институтом, поскольку является центром социальной активности их общин.

«НУЖНО УМЕТЬ ПРИГЛАСИТЬ ЧЕЛОВЕКА В ХРАМ, ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ И ВДОХНОВИТЬ НА ВХОЖДЕНИЕ»

- По вашему мнению, какова роль комментатора во время трансляций богослужений?

- Надо уметь пригласить в храм, заинтересовать и вдохновить на вхождение. В начале моего комментирования я спорила с отцами, которые комментировали так, вроде у экранов сидят только монахини и монахи. Я боролась за каплю просвещения по истории и философии праздника. Потому что человек ищет цель жизни дальше, ему нужно подать понятные истории, чтобы сложное в канонах богослужения его не оттолкнуло.

Комментатор должен понимать, что каждый у экрана или приемника имеет свою неповторимую ситуацию. Там всегда есть немного нашего общего. Но приближение к молитве - это очень личное. Человеку нужно дать больше времени для размышлений, привычки уединения. Кому обряд непонятен, комментатор метко подает важное, несколько опережает церковные ритуалы. Помним - Бог ведет, а все остальные только подсказывают знаки. Внутри человека должно что-то поддержать благоразумие и дальновидность.

Перед эфиром всегда понимаешь, что Литургия даст ответы на проблемы времени, поэтому важен пытливый, острый ум комментатора ... постоянный анализ информации и выбор нужных данных. Надо искать то, что наиболее соответствует ощущениям людей именно сейчас. Этому помогают актуальные события, личное общение с отцами, проповеди Глав Церквей, комментарии аудитории и точные персональные истории, потому что так мы синхронизируемся.

Роль комментатора - это ответственность, потому что во время обедни человек имеет черпать знания и мотивацию и даже ответственное, критическое мышление. Молитва - это правда, очень тесно связанная с ценностью человека, а ее нельзя откладывать на завтра. И все, что мешает принимать мудрые решения, надо преодолевать сейчас. ... И комментарий всегда уместен перед моментами ... сосредоточения, чтобы человек услышал ответы на свои вопросы. Поэтому осмысление себя даже у экрана всегда нужно. Такой человек в себя верит!

«Я ЗАНИМАЛАСЬ ТРАНСЛЯЦИЯМИ ПОЧТИ 20 ЛЕТ, ПОЭТОМУ ЗНАЮ, ЧТО ЗНАЧИТ ТИШИНА ДУХОВНОЙ ПРАКТИКИ»

- «Ежегодные трансляции - моя исповедь души», - как-то вы отметили. Интересно, что же для вас значит эта деятельность? Какое значение она имеет?

- Для меня это кусок чести и жизни. Я «занималась» трансляциями почти 20 лет, комментировала поменьше, и знаю, что значит тишина духовной практики. У меня есть свой ответ: эта работа вела меня к тому человеку, которым я хотела стать и стала. Я теперь имею внутренний резонанс, чтобы всегда быть собой.

- Как вы считаете, насколько медиа адекватно освещают тему религии и духовной жизни?

- Если опираться на опыт Общественного вещания, где я работаю, то это направление имеет большой смысл. Мы развили традицию украинского телевидения, которой в 2022-2023 будет 30 лет. Сейчас мы очень открыты. Наши цели соответствуют ценностям. И есть два ключевых результата: за время карантина богослужения в эфире общественных телеканалов пересмотрели 7,4 млн зрителей, а на Пасху с нами были 3,9 млн аудитории. Это верующие люди и не очень, но такое вдохновляет!

С 27 марта UA: Первый, UA Культура, UA: Крым и онлайн-ресурсы показывают богослужения и обрядовые мероприятия в пятницу и выходные, также и региональные каналы. Литургии православных и греко-католиков, мессы римо-католиков, проповеди мусульман, службы евангельских христиан-баптистов ... Такой себе универсал или религиозная толерантность, где каждый может найти свое ... Даже видеть, как люди позаботились об искусстве храмов и мест общения с Богом - имеет значение. Когда глаза наслаждаются, то душа может почувствовать что-то невидимое. Но будем откровенны - не все, кто молится у иконостаса, является образцово духовными, поэтому и старательный зритель у экрана может получить равновесие.

Кстати, украинцы уже ищут качество, чистоту эфира. Потому что когда ударил коронавирус, то бессмысленные «буги-вуги» отошли в тень. Людям нужна внутренняя сила, совсем другое вдохновение. И мы снова поднимаемся, обновляемся, когда вдыхаем настоящее.

Это естественно, что в распространении религиозных обрядов мы что-то меняем, совершенствуем, ибо время требует быть гибкими. И Церковь здесь не нарушает своих канонов, а реагирует соответственно. Потому что человек может молиться в любое время и в любом месте. Пол Украины святили пасху у телеэкранов, и еще никто не сказал, что была не вкусная. После нас будут новые форматы богослужений. Но останется их интеллект, исторические тексты, песнопения и чудотворные иконы. Сколько веков передают Благодатный Огонь - и он не угасает. Святой Дух ведет дальше!

Оксана ВОЙТКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ