Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

От кулинарии до криминала

В какой информации наиболее заинтересовано общество?
6 октября, 2005 - 19:56
РИСУНОК ИГОРЯ ЛУКЬЯНЧЕНКО

Рейтинг наиболее популярных тем, которые освещают местные СМИ, недавно огласила Украинская ассоциация издателей периодической прессы (УАИПП). Как оказалось, СМИ не всегда удовлетворяют информационные запросы украинских граждан. Об этом пишет директор Центра методической и консалтинговой помощи «Издатель&Редактор» Михаил Вейсберг в брошюре, изданной Центром медиареформ, «Как власти работать с независимыми СМИ», которую презентовали вчера в Киеве на закрытии «Медиафоруму-2005».

Естественно, удовлетворение информационных потребностей общества — цель каждого журналиста в частности, и масс-медиа вообще. Кроме того, это увеличивает тиражи и рейтинги. Поэтому растут и поступления от рекламы. «То есть материалы попадают на страницы газет потому, что в редакции думают, что именно они интересуют читателя», — пишет Михаил Вейсберг. Однако не всегда редакция знает точно, что на самом деле на том или ином этапе волнует читателя. И если некоторая столичная пресса иногда проводит тематические социологические исследования, то местная — гнушается этим методом или из-за отсутствия средств, или из-за своей стабильности и привычки. Следовательно, не всегда на полосы газет попадает именно тот материал, который действительно ждут.

«Большинство тем, — пишет Михаил Вейсберг, — которые касаются деятельности местной власти, действительно интересны аудитории. Другое дело — их нужно ярко и понятно подать, избегая бюрократического языка и акцентируя на общественной весомости». Этот аспект, стоит сказать, сейчас — во время предвыборных гонок — будет наиболее сложно претворять в жизнь. Напомним, что во время общего заседания с правительством во вторник Виктор Ющенко, в частности, попросил министров «не бегать после каждого заседания Кабмина на телевидение». «Чтобы после заседания правительства министр не бежал на телевидение и не высказывал свое несогласие или особую точку зрения. Я не говорю, что министр не может иметь свою точку зрения. Но если он не может с ней расстаться, заявление на стол и идите к прессе», — отметил Президент. Поэтому сейчас за все, что скажет в эфире тот или иной чиновник, будет отвечать не он сам, а орган СМИ, будь то радио или ТВ. В местной прессе уже началась паника — отныне большинство телеканалов упразднят прямые эфиры и будут демонстрировать все программы только в записи.

Но вернемся к преференциям граждан. Согласно результатам исследований УАИПП, 90% граждан интересуют именно местные новости. Но вместо этого они получают ТВ-программу, степень освещения которой в местной газете составляет 92%. На втором месте зрительских преференций — национальные новости. Их предоставляют в объеме 84% от общего количества поданной информации. Далее идет тема здоровья и здравоохранения (87%). Однако вместо освещения этой темы — юмор и анекдоты (84%). Равняет позицию ожиданий читателей освещение темы международных новостей. Существенное разногласие между читательским спросом и его воплощением видим в публикации кроссвордов. Они интересуют 58% читателей, вместо этого их освещают в объеме 82%. Также существует почти неудовлетворенный запрос региональной аудитории на информацию о скидках на продукты и услуги — 76%, работу городского транспорта — 56% и т.д. Зато имеем пересыщение информации криминального характера. Ее направляется почти на 10% больше потребности. Не менее перенасыщены страницы местных изданий и гороскопами (79%) и частными объявлениями (81%). Однако читателей эти рубрики, как оказалось, вообще не интересуют.

В общем же, лучше всего подытожат этот своеобразный «рейтинг читательских и зрительских симпатий» результаты проведенного в Луганской области исследования Института региональных социально-политических исследований. Так, 23,1% опрошенных предлагали местным телеканалам уделить больше внимания социальным проблемам, 14,3% — местной проблематике, упорядочиванию и развитию города, а 8% опрошенных говорят, что стоит обратить большее внимание на вопрос образования и воспитания.

Подготовила Ольга ВАСИЛЕВСКАЯ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ