Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

От пассивного «лайкания» к активным действиям

В Киеве снежная стихия стала серьезным «возбудителем» гражданской журналистики. Почему такого эффекта не достигают благородные государственнические инициативы?
29 марта, 2013 - 15:20
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Украина продолжает приходить в себя от природной стихии. На прошлой неделе едва ли не больше всего от большого снега пострадали жители столицы. Сотни тысяч киевлян в километровых заторах, тысячи брошенных на дорогах автомобилей, полностью парализованное движение наземного общественного транспорта, ограниченный доступ к социальным объектам — больницам, аптекам, магазинам — в таком режиме столица жила два дня. Не дождавшись вовремя помощи от власти, люди объединялись, чтобы помочь друг другу.

Критический для столицы момент в то же время стал своеобразным индикатором готовности медиа выполнять возложенную на них функцию — оперативно передавать важную информацию. В случае со снегом — сообщать пути объезда заторов, новые графики работы железной дороги, аэропорта, режим работы общественного транспорта и тому подобное. Впрочем, подавляющее большинство традиционных СМИ, по мнению медиа-экспертов, недостаточно квалифицированно информировали о стихии и связанных с ней проблемах. Вместе с тем, «снежная проблема» неслыханно активизировала гражданскую журналистику, которая на днях в социальных сетях и блогосфере продемонстрировала свой качественно новый потенциал. Активные неравнодушные люди на своих профилях в «Фейсбуке» и «Твиттере» сообщали киевлянам, как лучше объехать затор, пока это еще физически было возможно, где можно согреться чаем или кофе, как изменился график движения поездов и тому подобное. Тысячи «перепостов» и «лайков», неслыханный резонанс в «Фейсбуке» и других социальных сетях имели сообщения, которые в момент беды касались практической и полезной информации: номера телефонов мобильных групп спасения, адреса и контакты гостиниц и ресторанов, которые заявили о своем желании обогреть людей. По большей части, имея мобильные телефоны, планшеты и другие гаджеты для выхода в Интернет, люди, которые оказались в снежной блокаде, именно в социальных сетях, а не на сайтах каналов, газет или радио искали полезную информацию. И они ее там находили.

«ВСЕ ЭТО ДАЖЕ БОЛЬШЕ ГРАЖДАНСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ, ЭТО — МОБИЛИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ КОММУНИКАЦИИ»

По словам медиа-эксперта Отара Довженко, безапелляционно обвинять профессиональные СМИ, в частности телеканалы, в том, что они неудовлетворительно выполнили свою работу во время кризисной ситуации нельзя — в первые часы стихии творческие группы больших медиа также оказались ограничены в передвижении. Поэтому ТВ, стремясь показать реальную ситуацию в столице, вынуждено было черпать информацию из... социальных сетей. Вместе с тем медиа-эксперт отмечает, что именно социальные сети и блогосфера, где обычно аккумулируется протестный потенциал, при нестандартной жизненной ситуации продемонстрировали свою практическую значимость. Впрочем, переоценивать эффект «взрыва» активности гражданской журналистики, считать это потенциалом, который может творить революции, не надо. Ведь такой эффект удалось достичь, прежде всего, за счет природной беды, которая объединила людей независимо от их политических взглядов, образа жизни или вероисповедания.

— Благодаря тотальному проникновению мобильной связи и Интернета, социальным сетям, GPS и другим техническим средствам мы уже достаточно давно имеем дополнительные возможности, но для того, чтобы их использовать, должно припечь. Припекло — и все заработало. Обмен важной информацией, единение в сети, распространение призывов к действию и оперативное реагирование, отслеживание ситуации в режиме реального времени — все это даже больше гражданской журналистики, это мобилизация общества с помощью средств коммуникации, — заметил в комментарии «Дню» Отар Довженко. — Однако, когда опять все будет в порядке, вряд ли люди с новой силой начнут объединяться, например, для создания общественных организаций, ОСМД, поддержки нормальных кандидатов в мэры Киева и тому подобное. Когда все в порядке или более-менее в порядке, наши люди на удивление равнодушны.

Погода и транспортный коллапс — это уникальная ситуация, которая создала резкий дискомфорт в жизни каждого киевлянина. Дискомфорт физический, а не моральный. Но подобного общественного взрыва не возникло, например, после фальсификации выборов на нескольких киевских округах. Следовательно, политика вряд ли мобилизует людей в ближайшие годы, не создаст тот импульс, который необходим для перехода от пассивного «лайкания» к активным действиям. Скорее всего, высвобождение скрытого потенциала коммуникационного взаимодействия возможно только в случае каких-то стихийных или экономических катаклизмов, — продолжает Отар Довженко.

«РАСКРЫТИЕ ПОТЕНЦИАЛА ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ОБЩЕСТВЕ БУДЕТ ОСНОВНЫМ ТРЕНДОМ БЛИЖАЙШИХ ЛЕТ»

Не вполне согласен с этой мыслью известный блогер, основатель сатирического сайта durdom.in.ua Роман Шрайк. Он убежден, что гражданская журналистика в нашей стране, освоившись в социальных сетях, готова не только собирать многотысячные митинги, но и предложить обществу новых политических и интеллектуальных лидеров. Мол, уже через несколько лет люди больше будут доверять и прислушиваться к советам тех, кто в социальных сетях пользуется авторитетом. Нынешнее поколение политиков и медиа-собственников пока еще не способны оценить весь потенциал гражданской журналистики. Собственно, по его мнению, это и продемонстрировал случай с непогодой в столице, когда активисты в блогосфере объединяли между собой неизвестных киевлян, побуждали их не только к виртуальной активности путем «лайкания» или «перепоста», но и к конкретным действиям. Другими словами, именно гражданская журналистика мобилизовала людей, продемонстрировав умение быстро организовывать народ для благородной цели. В результате работа в блогосфере давала более эффективный результат, чем советы и призывы к действиям от представителей власти.

— Самоорганизация населения в эти сложные для Киева дни была очевидной. Когда столичная власть, в сущности, оказалась неспособной к адекватной реакции на нестандартную ситуацию, люди начали активно координировать усилия самостоятельно с помощью социальных сетей. Это — позитивный пример, который о многом говорит. Думаю, что раскрытие потенциала горизонтальных взаимоотношений в обществе будет основным трендом ближайших лет, — отметил Роман Шрайк. — По моим наблюдениями, на протяжении последних лет изменилась, прежде всего, культура потребления информации в Интернете. Ныне, если тебя нет в «Фейсбуке» — значит, тебя практически нет вообще. А если твой текст не «лайкнуло» определенное количество читателей, считай — написал в пустоту. Кстати, если взять в качестве критерия количество «лайков» (при всех плюсах и минусах такого подхода), можно увидеть, что популярность от профессиональных журналистов уверенно смещается к блогерам. Я уверен, что в будущем в нашем Интернете более ярко выделятся лидеры общественного мнения, позиция которых будет влиять на политическую ситуацию в стране не меньше, чем позиция лидеров политических партий. Мы живем в информационную эпоху. Человечество все сильнее погружается в сеть. Поэтому человек, который сможет понятно объяснять людям, что в действительности происходит в стране, в доступной форме предложит новые пути развития страны — будет иметь большее влияние на общество, чем чиновники при высоких статусах, должностях и с толстыми кошельками.

Активизация гражданской журналистики, прежде всего, должна стать стимулом для традиционных СМИ повышать собственное качество. Ведь не совсем нормально, когда мощные телеканалы в критические моменты черпают информацию из социальных сетей. Создается впечатление, что во время непогоды блогеры оказались технически и технологически лучше оснащенными, чем профессиональные журналисты. Вместе с тем, несмотря на потенциал блогосферы и социальных сетей, они — не панацея и не могут нивелировать значение профессиональных СМИ. Следовательно, есть повод задуматься.

Вадим ЛУБЧАК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ