История современной независимой Эстонии (как и остальных постсоветских стран) началась в 1991 году. До этого времени существовала Эстонская ССР, которая была насильственно включена в состав Союза 6 августа 1940 года. Следовательно, вернув свободу через 50 лет, эстонцы крепко стали на путь продвижения и уже в 2004 году получили членство в ЕС. Сегодня Эстония имеет всего 6% государственного долга. Это самый низкий показатель среди всех стран Еврозоны. Как прибалтам удалось построить гражданское общество и удачно использовать советский опыт для развития собственного государства? Существовал ли в Эстонии такой антропологический субстрат, как «советский человек», который до сих пор проявляет себя на территории Украины? Что важнее для государства и общества — экономическая сфера или грамотная гуманитарная политика? На эти и другие актуальные вопросы отвечал председатель эстонской делегации ПАСЕ, депутат парламента Эстонии Андрес Геркель в рамках дискуссии на тему «Путь от советских республик к европейской демократии. Сравнительный анализ: Грузия, Эстония, Украина, Азербайджан, Беларусь, Молдова», состоявшейся в книжном магазине «Є» на прошлой неделе по инициативе журнала «Український тиждень».
Для европейских парламентариев такие понятия, как «свобода слова», «права человека» являются самоочевидными, большинство из них не до конца могут понять, почему украинское общество постоянно находится в состоянии конфронтации. Правда, Андрес Геркель в начале встречи признал, что миллиону населения объяснить важность того или иного вектора развития государства легче, чем 46 миллионам. Уместный комментарий сделал киевский историк Кирилл Галушко: «Если в Эстонии — одна национальная идея, то в Украине — больше 45 миллионов идей». Конечно, не следует понимать этот тезис буквально, потому что страны Балтии тоже имеют свои локальные трудности и внутренние государственные проблемы. Скажем, существует некоторая напряженность в отношениях Литвы и Польши в связи с национальными меньшинствами: польское правительство требует от литовского создать около 100 польских школ на Востоке Литвы, где проживает польское меньшинство. В ответ на это заявление Литва выдвигает встречные требования относительно создания литовских школ в Польше, где проживает литовское меньшинство. Словом, нужно отходить от мысли о том, что «хорошо там, где нас нет».
Но, по-видимому, самое главное, что отличает прибалтийское общество от украинского, — это государственная гуманитарная политика, абсолютно четко и действенно направленная на сохранение национальной памяти. Господин Геркель отмечает: «На постсоветском пространстве национализм часто имеет негативную коннотацию. Его считают препятствием для демократии. Но я убежден, что этническое сознание, идентичность народа — это, наоборот, одно из важнейших условий ее существования».
Понятно, что 50-летнее, а для Украины 70-летнее пребывание в составе Советского Союза — страны, где всеми возможными способами осуществлялась политика создания индивида без национальности, — не могло пройти бесследно. Распад СССР оставил после себя целые поколения людей без сформированной национальной идентичности, которые на тот момент не знали, с какой страной себя отождествлять. И эта ситуация, о чем неоднократно писал «День», требовала глубокой, сосредоточенной, целенаправленной работы с общественностью.
Андрес Геркель убежден, что «в результате распада СССР в таких странах, как Молдова, Украина и Беларусь возникло явление разделенной идентичности». По словам эстонского политика, проблема Украины сегодня заключается не так в личности Президента, как в том, что существует большая искусственно созданная разрозненность в мировоззрении народа. Например, Эстония в свое время сделала акцент именно на развитии аутентичных национальных ценностей. «Латвийская политика очень зависима от олигархов. Эстония же никогда не испытывала такого влияния. А геополитика — это вообще дело имперских амбиций. В случае Эстонии нужно вести речь о ценностях, о самоопределении», — считает господин Геркель. Кстати, если говорить о ценностях, то, по его мнению, в ЕС не так остро стоит проблема экономической сферы, как ценностной.
Не обошлось во время дискуссии и без актуального для Украины вопроса: каким образом можно регулировать отношения с Россией? Шутливо назвав СНГ «священным союзом президентов против их оппозиции», депутат эстонского парламента несколько раз акцентировал внимание на необходимости национального пробуждения в Украине, которое, по его мнению, является не чем иным, как объединением разных по характеру обществ. Ранее одному из эстонских изданий он сказал следующее: «Игра России носит глобальный масштаб. Россия использует военную силу против Грузии, с помощью газовой политики пытается прижать Украину и диктовать свои условия всему миру». К сожалению, конкретного пути преодоления напряженности, существующей между Украиной и Россией, господин Геркель не указал.
В конце концов, это и не должны решать внешние наблюдатели. Здесь говорится о наших национальных интересах, наших надеждах и нашем будущем. Но в воспитании достойного отношения к своему государству и истории действительно есть чему поучиться у прибалтов.