Томительное ожидание действий нового состава Нацсовета, с которыми некоторые наблюдатели связывают неизбежность глобальных, или не очень, но все-таки переделов нашего телепространства. Укрепление медиа- холдинга, в который, в частности, входят ICTV и газета «Факты и комментарии», новой информационной службой, которая, как предполагается, с началом нового сезона будет производить для телеканала несколько проектов. Ведущиеся, по слухам, переговоры менеджерами СТБ и Нового канала о продаже части акций нынешних владельцев. Причем среди участников этих переговоров называются как разные отечественные бизнес-структуры, в том числе и имеющие отношение к ICTV, так и зарубежные. Все эти перетурбации породили к началу нового телесезона в отечественном телепространстве нечто вроде «бури в стакане воды». Мы сегодня представляем читателям «Дня» попытку журналиста Дениса Чернолуцкого проанализировать возможные варианты развития событий и их последствий, а также опрос «Дня» о проблеме ротации кадров в отечественном телепространстве. Этот опрос — вещь не праздная, так как даже заявление известных журналистов СТБ Артема Шевченко, Егора Чечеринды, Сергея Швеца и ведущей «Вікон» Елены Фроляк о переходе на ICTV, заставило многих топ-менеджеров многих телеканалов зашевелиться. Одни телеканалы серьезно опасаются потерять своих журналистов, операторов, видеоинженеров и, как говорят, уже предпринимают решительные контр-меры. Для других возможность предложить профессионалам лучшие (прежде всего материальные) условия — это аспект развивающейся рыночной конкуренции и не более того. Тем не менее, мы попытались посмотреть на эту проблему и сквозь призму профессионально-этических аспектов. Ведь, в конце-концов, конкуренция не отменяет и журналистской коллегиальности, и проблемы выбора журналистами политической позиции. А понятие «школы», вырастившей того или иного профессионала, возможно, предполагает и взаимную ответственность.
МИГРАЦИЯ КАДРОВ С ПОЛИТИЧЕСКИМ ПОДТЕКСТОМ
Александр РОДНЯНСКИЙ, генеральный продюсер «1+1»:
— Проблема кадровой миграции всегда существовала, поскольку всегда и везде есть какая-то группа специалистов — или людей, полагающих себя таковыми — которые по тем или иным причинам не чувствуют себя привязанными к той или иной компании и, соответственно, готовы мигрировать. В условиях телевизионного — да и вообще рынка масс-медиа — в Украине кадровая миграция часто обусловлена еще и тем, что конкуренция на рынке носит не экономический, а, в первую очередь, политический характер. Постоянно создаются новые компании, мотивированные политическими задачами и сушествуюшие за счет инвестиций политических денег. Именно этот фактор обуславливает нестабильность «уровня цен на специалистов», если можно так выразиться. Если бы на нашем рынке существовали только компании, живущие по экономическим законам — то есть расходующие на свою деятельность и содержание своего персонала реально заработанные деньги на рекламном рынке — уровень зарплат зависел бы от экономической эффективности деятельности того или иного телеканала, например, и эти зарплаты были бы значительно более стабильными и логичными. Еще один существенный аспект в этом плане, касающийся не только телевизионной сферы — защита отечественного производителя, отсутствие пиратской конкуренции и легитимизация телевизионного пространства. Компании, работающие и конкурирующие на одном рынке, должны руководствоваться единым стандартом, а не «двойным» или «тройным».
К счастью, проблемы кадровой миграции касаются канала «1+1», на мой взгляд, в наименьшей степени. Избегаем мы их главным образом потому, что стараемся понимать мотивации поступков наших сотрудников и по мере возможности осуществлять «профилактические» меры, которые в принципе достаточно просты. Первое — это создание возможности самореализации. Без этого фактора мне представляется невозможной ситуация, при которой серьезные и способные люди будут работать в компании — только за деньги, пусть даже и очень большие, но при этом, не имея возможности реализовать себя как личность, не обладая правом принимать решения в рамках своих полномочий. Это принципиальное обстоятельство, которое насыщает интересом и интригой жизнь каждого человека.
Второй очень важный момент, — эта задача всегда была и есть актуальна, — создание командного, корпоративного духа, ощущения того, что ты работаешь в компании, в которой интересно и престижно работать, в которой тебя окружают интересные и талантливые люди. Такое «чувство команды» — мощный инструмент не только удержания сотрудников, но и развития, роста профессионалов внутри коллектива.
И третье, безусловно, объем вознаграждения за профессиональный и квалифицированный труд — то есть достаточно гибкая ценовая политика, учитывающая и ценность конкретной личности, и существующие уровни заработной платы на телевизионном рынке труда.
Нас довольно редко «шантажируют зарплатой» — дескать, платите больше, или уйду — не в последнюю очередь потому, что уважают компанию и гордятся своей работой в ней. А еще потому, что знают — компания тоже уважает своих сотрудников, и тоже гордится их трудом.
Михаил ПАВЛОВ, исполнительный продюсер ICTV:
— Любой человек в свободной стране должен свободно решать, где ему лучше работать — это нормально. Как руководитель, я всегда пойму выбор своих подчиненных. Если у них появилось предложение на более интересную работу, я только приветствую это: значит, человек. Мне кажется, это проблема несколько надуманная — весь современный мир держится на том, что люди сами определяют, где им лучше работать. Те времена, когда у нас вызывали человека в партком и делали «проработку», уже прошли.
Глеб КОРНИЛОВ, вице-президент телеканала СТБ:
Я считаю, что переток кадров между телеканалами — вещь абсолютно нормальная. Рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше. Причем, здесь роль играют не только деньги, но и стабильность их получения, атмосфера в телекомпании, ее техническая оснащенность и т. д. Вообще же ротация кадров даже полезна, поскольку позволяет телеканалам «обновить кровь» и не дает их менеджерам довольствоваться достигнутым.
В последние недели многие сотрудники СТБ получили сверхзаманчивые предложения от новой информационной структуры, создающейся на телеканале ICTV. Откликнулось на них только четверо. Высвобождение трех журналистских ставок на канале даст возможность проявить себя талантливой молодежи. Уход же ведущей Елены Фроляк, естественно, является для канала определенной потерей, ведь она пять лет проработала в эфире «Вікон», хотя, наверное, «Вікна» тоже для нее много значили. Желая ей всяческих успехов в работе, руководство канала чисто по-человечески обеспокоено ее дальнейшей творческой судьбой. Нет нужды объяснять, как важны для ведущей стабильный эфир и нормальная рабочая обстановка. Сегодня же на ICTV могут столкнуться между собой различные подходы к построению телеканала и теленовостей, и неизвестно, какой одержит верх.
Возвращаясь же к вопросу кадров, то сегодня даже куда больший отток кадров вряд ли хоть как- то помешает поступательному развитию канала СТБ, который отличается самой демократической атмосферой и самой стабильной выплатой зарплаты. В «Вікнах» же дух объективности и независимости воспроизводится как бы сам по себе, невзирая на любые смены журналистов, в чем, наверное, есть большая заслуга как покойного шеф-редактора Марьяны Черной, так и пришедшего в январе Юрия Горбаня. Кстати, как только освободилось место ведущего «Вікон», СТБ получил информацию о готовности некоторых ведущих общенациональных телеканалов вести переговоры о переходе на СТБ, но в итоге было принято решение самостоятельно подготовить людей под образовавшиеся вакансии, что СТБ всегда с успехом удавалось. Что же касается ушедших с СТБ на ICTV, то их честно предупредили, что ни при каких обстоятельствах они не смогут вернуться обратно.
Мария МИСЬО, доктор юриспруденции, директор Программы правовой защиты и образования СМИ IREX ProMedia/Ukraine:
— На Западе попытки одной компании получить высокопрофессиональных специалистов — нормальное проявление конкурентной борьбы. Неразрешенными приемами считается наговаривать специалиста нарушить контракт, когда, например, завтра конкуренту вдруг некого будет посадить в эфир. Так что каждая компания защищает себя заключением контрактов с сотрудниками. Насколько я знаю, на телевидении к некоторым контрактам включается условие о том, что если работник освобождается по собственному желанию, то в течение определенного времени после освобождения обязывается не работать на конкурентов. Подписывать такой контракт или нет — это личное решение человека. А если все условия контракта выполняются, то переход специалиста с одного канала на другой считается вполне нормальным. Рабство в цивилизованном мире запрещено.