Досадная история, которая случилась у нашего северо-восточного соседа в ночь с 8 на 9 ноября, кроме искреннего сочувствия, вынуждает обратить внимание на некоторые нюансы освещения этого события средствами массовой информации.
Речь идет о неудачной попытке запуска на один из спутников Марса автоматической межпланетной станции (АМС) «Фобос-Грунт», которая в результате отказа маршевого двигателя не смогла выйти с опорной орбиты на гиперболическую траекторию отлета, что привело к краху миссии стоимостью 5 млрд. рублей и создало угрозу, связанную с будущим падением обломков на Землю (по последним данным — январь 2012).
Драматизм ситуации придает еще и то обстоятельство, что после неудачного запуска в 1996 году аппарата «Марс-96», запуск АМС «Фобос-Грунт» был первой за последние 15 лет амбициозной попыткой Российской Федерации осуществить межпланетную исследовательскую миссию и восстановить реноме ведущей космической державы.
Естественно, что как успешный запуск ракеты-носителя «Зенит-2SБ», так и последующее беспомощное барахтанье на орбите межпланетной станции привлекли к себе огромное внимание мировых СМИ. Поскольку российские медиа, как известно, «аршином общим не измерить», не отметиться при этом они не могли.
Например, некоторые из них в своих сообщениях умудрились вообще ничего не вспомнить о ракете-носителе. Словно АМС вышла на опорную орбиту самостоятельно. В частности, газета «Взгляд» написала: «Российская станция стартовала к Марсу с Байконура». Каждый, кто имеет хоть малейшее представление о космических полетах, понимает, что с космодрома стартовала ракета-носитель, а станция, в свою очередь, могла бы стартовать только после ее выхода на траекторию отлета.
Подавляющее большинство влиятельных местных СМИ, информационных агентств и интернет-изданий, в частности НТВ, Первый канал, РБК, Росбалт, Ведомости, Gazeta.ru, Vesti.ru, Newsru.com, отмечая государственную принадлежность станции, не удостоили такой же чести ракету-носитель. Исключение составила разве что «Комсомольская правда», которая в статье А. Милкуса назвала ракету украинско-российской.
Причину такого нежелания лишний раз вспоминать, что ракета «Зенит-2SБ» является украинской, можно понять, если обратить внимание на некоторые высказывания из публикаций. Вот хотя бы из сообщения НТВ: «Стартовые двигатели ракеты-носителя «Зенит», которая и выводила «Фобос-Грунт» на орбиту, сработали безукоризненно». Даже при таком законспирированном преподнесении информации российское интернет-пространство сегодня переполнено комментариями наподобие заметки пользователя Astcher: «надо честно признать, что Россия — страна третьего мира, погрязшая в коррупции и растерявшая все свои достижения. Не надо замахиваться на серьезные проекты, пока страна не станет пригодна для жизни...» («Фобос-Грунт тянет к земле», Gazeta.ru, 10.11.11).
Поэтому не трудно представить, какой была бы реакция российской общественности и какими бы невыносимыми были душевные муки наших соседей, если бы местные СМИ сообщали, например, что, украинская или даже украинско-российская ракета успешно вывела российскую междупланетную станцию на орбиту, но последняя из-за неисправности не смогла выполнить свое задание. Приблизительно так, как это сделало известное своей непосредственностью украинское интернет-издание «Обком», назвав свой материал: «Как только украинская ракета оставила без присмотра российский марсолет, тот сразу же начал барахлить».
Но если с принадлежностью носителя все более-менее ясно — украинские СМИ называют его украинским, а российские — лишь в лучшем для нас случае — украинско-российским, то возникает новый вопрос. Относительно зонда.
Во всех без исключения сообщениях он называется российским. Однако «Российская газета» при этом отмечает: «В создании научной аппаратуры («Фобос-Грунт». — Авт.) участвовали ученые из Китая, Германии, Италии, Франции, Украины, Швеции, Швейцарии и Польши».
А «Независимая газета» в статье Н.Дорожкина «Фобос, грунт и обратно» приводит слова заслуженного конструктора России, лауреата Премии Правительства РФ А.Бутылкина, который отмечает, что в создании станции принимали участие: «...научные организации Европейского космического агентства, Китая, Германии, Франции, Швейцарии. Плазменно-пылевые приборы также создавались при участии Украины, Германии, Франции, Швеции...».
Большинство российских СМИ в своих публикациях отмечают, что зонд отправлен в космос Россией. В то же время УНИАН распространяет информацию, предоставленную агентству Роскосмосом: «9 ноября в 00.16 мск со стартового комплекса площадки 45 космодрома Байконур стартовыми расчетами предприятий ракетно-космической отрасли России и Украины проведен пуск ракеты космического назначения «Зенит-2SБ», предназначенной для вывода на орбиту российской автоматической станции (АМС) «Фобос-Грунт».
Кроме того, агентство Росбалт в материале от 09.11.11 сообщило: «В конце октября 2010 года Украина и РФ договорились, что управление российской исследовательской космической станцией «Фобос-Грунт» будет осуществляться из евпаторийского центра». Для этого, по словам председателя Государственного космического агентства Украины Ю.Алексеева, Украина и Россия предоставили одинаковые денежные суммы для восстановления телескопа РТ-70, который отныне отвечает всем мировым стандартам.
То есть Украина заслуживала по крайней мере того, чтобы ее участие в проекте было упомянуто. Однако этого не случилось.
Зато, стоит только случиться аварии или катастрофе с российским самолетом или ракетой, наши стратегические партнеры всегда ищут украинскую «невестку», пытаясь доказать, что причиной неурядиц являются не собственные конструкторские ошибки, производственный брак, разбавленный водой керосин или избыточный уровень алкоголя в крови членов экипажа, а именно некачественная работа украинских производителей техники или комплектующих. В таких случаях медиа соседней страны, даже невзирая на отсутствие официальных выводов, не упускают малейшей возможности напомнить, что вероятной причиной аварии или катастрофы являются именно украинские производители. И такая ситуация хорошо знакома «Хартрону», «Антонову», «Южмашу»...
Для чего вообще этот разговор? Ведь повод на первый взгляд малозаметный и пустяковый, да и соль на рану главному партнеру нашего Государственного космического агентства сыпать хочется меньше всего. Но дело в том, что случай с неудачным запуском АМС «Фобос-Грунт» отражает тенденцию, являющуюся постоянным спутником украинско-российского сотрудничества.
Во-первых, стоит лишь российской стороне поставить для украинского изделия хотя бы болты — и оно называется уже, как минимум, украинско-российским. В то же время наличие значительного процента украинских изделий при комплектации продукции российского авиационного и космического комплексов никак не находит отражения в ее названиях. Такой способ разделения общей славы чем-то напоминает практику советских времен, когда спасали мир от коричневой чумы и первыми летели в космос — «русские», а устраивали голодоморы и расстреливали Прагу и Будапешт уже «советские».
И, во-вторых, россиянам с давних пор привычно и приятно связывать образ Украины с салом, гопаком и шароварами. Поэтому космическая тематика в эту пасторальную картинку как-то не вписывается. И совсем уж невмоготу становится, когда появляется возможность на практике сравнить качество и надежность космической техники обеих стран.