Продолжение. Начало «См.» в «Дне» № 5-6 от 28 января 2022 года и на сайте «Дня»
Произведения о Закарпатье
Если большинство ранних произведений Самчука в значительной степени автобиографичны или содержат определенные автобиографические моменты, то этого не скажешь о романе «Горы говорят». В нем писатель обращается к необычной для него теме — жизни гуцулов, их борьбе за самостоятельность во время освободительной борьбы в 1918—1919 гг. Именно тогда в западной части Гуцульщины (сейчас это восточные территории Закарпатской области) возникла Гуцульская республика, противостоявшая румынским и венгерским оккупантам.
Роман же построен как рассказ одного из главных представителей гуцульского восстания Дмитрия Цокана. Герои романа не раз оказываются в сложных ситуациях. Им приходится делать непростой выбор. Произведение полно динамики, неожиданных завязок и развязок. Автор обращает внимание на социальные и национальные противостояния, характерные для западной Гуцульщины. Есть здесь и любовные истории.
Самчук, находясь на территории Карпатской Украины, хорошо изучил жизнь гуцулов. Для парня из волынского села это было чем-то необычным. Это было познание несколько «другой Украины», малоизвестной для «типичного украинца», даже экзотической. Писатель не только со знанием дела пишет о быте, ментальности гуцулов и их «воріженьків», но и умело использует гуцульский диалект. Можно сказать, что он был влюблен в Гуцульщину.
«Горы говорят» и «Волынь» писались Самчуком параллельно. Казалось, это произведения о «разных украинцах». Где южная Волынь с ее черноземами, а где гористая Гуцульщина. И образ жизни волынян и гуцулов, и говоры их различаются между собой. И все же между «Волынью» и «Горами говорят» есть много общего. И в одном и другом произведении показаны простые украинцы, которые «живут от земли». И как у этих простых украинцев в непростых условиях войны пробуждается национальное сознание. И как, в конце концов, они стремятся создать сообщество, которое имело бы свое государство.
Роман «Горы говорят» не является документальным. Здесь немало художественного вымысла, но он прекрасно показывает перипетии борьбы гуцулов за свою землю, их противостояние с венграми.
Произведение увидело свет (что по-своему показательно) в издательстве националистического журнала в Черновцах «Самостоятельная мысль». Произошло это в 1934 г. – тогда же печатались «Волынь» и «Мария». Но как эти произведения не похожи! Появление произведения в черновицком издательстве имело смысл. Ведь на западной территории Буковины, которая в междувоенный период входила в состав Румынии и центром которой были Черновцы, проживали гуцулы. Правда, буковинские гуцулы не проявили такой активности в борьбе за независимость, как гуцулы Карпатской Украины. Роман «Горы говорят» будто бы давал образцы борьбы для буковинских гуцулов, как и вообще для буковинцев. Это было вовремя, ведь на Буковине румынская власть осуществляла жесткую политику денационализации украинцев.
Роман "Горы говорят" стал также своеобразным произведением-"предсказанием". Пройдет четыре года и на территории Карпатской Украины украинцы начнут борьбу за свою независимость — так, как это делали западные гуцулы в 1918—1919 гг. И практически столкнутся с теми же проблемами, в частности, противодействием венгров. Самчук же, как видим, идейно готовил карпатских украинцев к этой борьбе. В конце концов, он стал одним из активных борцов за независимость Карпатской Украины.
А пока, в середине 30-х годов, Самчук активно публикуется. Кроме вышеупомянутых его ранних романов «Кулак», «Волынь», «Мария», «Горы говорят», вышедших отдельными книгами, в 1936 г. во Львове вышел в свет сборник его рассказов под названием «Найденный рай». Также большинство этих произведений публиковалось в журналах.
Тогда он стал «летописцем украинского пространства». Его произведения рассказывали о жизни украинцев не только на Волыни, но и на территории Центральной и Карпатской Украины, в эмиграции. Произведения писателя публиковались преимущественно на Галичине и Буковине. Можно сказать, что они охватывали почти всю Украину.
В конце 1838 г. начались события, положившие конец существованию Версальской системы международных отношений, которая обеспечивала мирное существование в Европе в междувоенный период, и которые привели ко Второй мировой войне. 30 сентября того года в Мюнхене главы Великобритании, Франции, Германии и Италии заключили договор, давший старт дезинтеграции Чехо-Словакии. У нее были отобраны территории, где преобладало немецкое, венгерское и польское население. Эти территории соответственно отошли к Германии, Венгрии и Польше. Сама же Чехословакия была разделена на три автономные части - Чехию, Словакию и Подкарпатскую Русь (Карпатскую Украину). Члены ОУН, к которым фактически принадлежал Самчук, надеялись, что предстоящие перемены и война в Европе дадут шанс для создания украинского государства. Поскольку Карпатская Украина в октябре 1938 получила автономию и было создано ее правительство, оуновцы надеялись, что эта украинская земля со временем станет независимой. А в перспективе превратится в центр, благодаря которому появится большое Украинское государство. Поэтому ряд деятелей ОУН оказался на территории Карпатской Украины, где они активно участвовали в общественно-политической жизни. Среди них был и Самчук.
Последний не афишировал свою деятельность в Карпатской Украине. Это понятно. Похоже, он выполнял определенные задачи ОУН. Жил преимущественно в Хусте, который стал 10 ноября 1938 г. столицей Карпатской Руси (2 ноября того года по решению Венского арбитража Ужгород, который был столицей этого автономного образования, а также крупнейшие города края, Мукачево и Берегово, отошли Венгрии). 15 марта 1939 г. Карпатская Украина провозгласила независимость, но ее оккупировали венгерские войска. Самчук был свидетелем драматических событий в Карпатском крае. Там он работал корреспондентом еженедельника Украинское слово, выходившего в Париже с 1933 г. Это был неофициальный орган провода ОУН, который печатался легально. Самчук, публикуя свои многочисленные сообщения в этом еженедельнике, а также других изданиях, стал своеобразным летописцем драматической истории Карпатской Украины.
В послевоенный период писатель написал роман-репортаж «Солнце с Запада», опубликованное в американской украиноязычной газете «Свобода». Сейчас это произведение подготовила к печати профессор Ирина Руснак. Оно уже увидело свет в издательстве Национального университета "Острожская академия". И должно быть еще опубликовано издательством «Фолио». В этом произведении шла речь о событиях на территории Карпатской Украины, когда здесь украинцы вели борьбу за независимость. Роман состоит из 16 глав-«репортажей», каждый из которых имеет целостность и представляет определенных личностей или рассказывает о важных событиях. В произведении повествуется о развитии Украинской Национальной Самообороны, участии местного населения в формировании «Карпатской Сечи», других украинских институтов, о творческой, в частности театральной, жизни, взаимоотношениях политических и культурных деятелей Карпатской Украины. Речь идет также о внимании зарубежных журналистов к политическим событиям в крае. Конечно, в романе есть и любовная линия.
Находясь на территории Карпатской Украины, писатель активно участвовал в общественно-политической и культурной жизни края. Относился к литературно-художественному объединению «Говерля». Объездил с выступлениями многие города и села Карпатского края, был инициатором любительских драматических постановок в Ужгороде, Мукачево, Хусте и др.
Вместе с Самчуком в Хусте жила Мария Зоц, работавшая в аптеке. Она оставила воспоминания о карпатском периоде жизни со своим любимым под названием «Орда уходит». Из них можно немало узнать о жизни Самчука в то время. Указанные воспоминания вошли в изданную в Вене Украинской пресс-службой в 1939 г. книгу под названием «Карпатская Украина в борьбе». Интересно отметить, что автор указанных воспоминаний подписалась как Мария Самчукова.
После оккупации Карпатской Украины венграми Самчук попадает в венгерскую тюрьму. Его спасло то, что он являлся корреспондентом зарубежного издания. Поэтому писатель сумел освободиться. Дальше начинаются его «путешествия». Из Венгрии он едет в Вену, оттуда в другие города, которые контролировались нацистской Германией, затем — в Прагу, где живет вместе со своей Марией в доме ее брата Юрия Зоца. Его материальное положение было нелегким. Поэтому Самчук вынужден был трудиться на работах, далеких от писательской профессии. Летом 1939 г. Самчук по приглашению Олега Ольжича оказывается в Берлине, где его застает начало Второй мировой войны.
Продолжение следует