Задолго до 9 Мая Первый Национальный телеканал изо дня в день в прайм-тайме начал демонстрировать межпрограммные ролики, посвященные войне, которая до сих пор в Украине сохраняет сталинское название «Великая Отечественная». Идея неплохая — дать зрителям сжатую информацию о главных событиях того времени и драматичные военные сюжеты. Но, кроме общей идеи, ничего позитивного об этих роликах сказать нельзя. А вот негативного хватило бы на целую брошюру. Начиная с идеологии и заканчивая военными терминами.
Начнем с идеологии. Хронология событий, охваченная роликами, берет отсчет от 22 июня 1941 года. С точки зрения исторической науки — это невежество, с точки зрения морали — кощунство. Ведь Вторая мировая война для украинцев и Украины началась утром 1 сентября 1939 года. Именно тогда немецкая авиация нанесла удар по Львову, Луцку и ряду других городов Западной Украины, именно тогда воины-украинцы в составе Войска Польского приняли на себя первый удар танковых корпусов Гудериана и Гепнера; в целом в польскую армию были мобилизованы приблизительно 200 тысяч украинцев, число погибших среди них шло на тысячи так же, как и среди гражданского населения. Неужели те, кто воевал с нацистами тогда, когда СССР подписывал договор о дружбе с Гитлером, для Первого Национального и нынешней власти, рупором которой он является, ничего не строят? Неужели десятки офицеров-украинцев, расстрелянных в Катыни и Харькове, — в числе пленных командиров Войска Польского — не заслуживают упоминания и уважения? А еще украинцы в составе польских формирований на Западном фронте воевали с осени 1939 по весну 1945 года — неужели этого не было?
Да и для СССР эти годы не были мирными. В сентябре 1939 года около миллиона жителей УССР были мобилизованы в армию; тогда же был сформирован Украинский фронт во главе с Семеном Тимошенко. «Освободительный поход» на запад, боевые потери убитыми и ранеными... А дальше — 30 ноября — это уже война с Финляндией, на которую было отправлено немало сформированных на Украине соединений и на которой среди других была разгромлена 44-я Киевская дивизия... Десятки тысяч похоронок в украинских семьях — это что, не считается?
Кстати, эти масштабные военные действия (а еще же был Халхин-Гол, были советские летчики, танкисты и моряки в Испании и в Китае) свидетельствуют о фальшивости тезиса о том, что Красная армия не имела в 1941 году боевого опыта. Почему же тогда, скажем, значительная часть командиров не только авиационных дивизий, но и авиаполков в западных округах по состоянию на 22 июня была Героями Советского Союза? Не на парадах же они эти звания добывали, а в боях...
И вот ролик, посвященный нападению нацистской Германии на Советский Союз. Дикторский голос сразу напутствовал нас, что, мол, 22 июня «началась самая кровавая война ХХ века». Это опять-таки и ложь, и кощунство. Самая кровавая война началась 1 сентября 1939 года, а 22 июня 1941 года Советский Союз стал ее полноценным участником. То, что Сталин придумал «Великую Отечественную», понятно: ему нужно было, во-первых, скрыть свою роль в разжигании Второй мировой и сделать вид, что будто СССР все предыдущее время занимался «мирным трудом»; во-вторых, не мог Сталин поставить себя на одну доску с различными «буржуями», которые начали войну с нацизмом раньше (и против которых он фактически действовал, экономически помогая Германии). Но мы живем не в сталинские времена, не так ли? И нам хорошо известно, что победу в войне одержали Объединенные Нации, антигитлеровская коалиция, без помощи других членов которой Красная армия, по оценке маршала Жукова, не смогла бы продолжать боевые действия. Так зачем превращать Первый Национальный канал Украины в ретранслятор сталинских мифов?
Еще предложение — и опять неправда. «В наступление пошли немецкие сухопутные подразделения и армии союзников». 22 июня только один немецкий союзник вступил в бой — Румыния. Словакия и Венгрия присоединились позже, потом появился и итальянский корпус. А на Финляндию СССР напал сам, без объявления войны 25 июня, разбомбив жилые кварталы Хельсинки и других городов...
А что значит — «первая группа войск Вермахта двинулась на Псков и Ленинград, вторая — на Минск и Смоленск, третья — в Украину»? У этих групп были имена собственные: «Север», «Центр» и «Юг»! В эти группы входили, рассказывает нам диктор, 190 дивизий и 20 бригад. В действительности 190 дивизий в западных округах имела Красная армия, а немцы и румыны 22 июня — только 146 дивизий. Хотя при этом не все советские дивизии были полностью укомплектованы, довести их до штатного численного состава можно было за 1—2 суток. «Особая роль отводилась моторизированным подразделениям», — слышим мы с экрана. Подразделение — это взвод, рота, батальон. Суть же блицкрига заключалась в действии большими группами танков и мотопехоты при массированной поддержке авиации. А большие группы — это дивизии и корпуса, то есть соединения по устоявшейся военной терминологии. Наконец, эти танковые группы и армии — оперативные объединения. Неужели же трудно было выучить такие элементарные вещи?
Ну, а в утверждении о четырех-восьмикратном преимуществе гитлеровцев на основных направлениях удара мы опять слышим сталинский голос. В действительности группа армий «Юг» вместе с румынами имела меньшую численность, чем советские Юго-Западный и Южный фронты. У Красной армии было существенно больше самолетов и пушек, а в танках она имела на этом направлении десятикратное (!!!) преимущество. Но Вермахт воевал профессионально — он создавал временное преимущество — в два-три раза — на направлениях главного удара, туда нацеливалась авиация — и следствием становился прорыв советской обороны. В ролике говорится о существенном преимуществе немецких войск, которые атаковали 5-ю советскую армию. Так вот, 22 июня это был единственный участок фронта к югу от полесских болот, где Вермахт имел больше солдат, чем Красная армия...
И опять перед микрофоном товарищ Сталин. Голосом диктора он говорит, что «Советский Союз был вынужден в 1939 году подписать с Германией пакт о ненападении и договор о дружбе и границе». Это почему же «вынужден»? Даже действительно не очень боеспособная после Большого Террора Красная армия вполне способна была вести оборонные бои и контратаковать Вермахт в его тогдашнем состоянии, так как, между прочим, он имел запас снарядов и патронов на один-два месяца интенсивных боевых действий — и добрую половину потратил, преодолевая сопротивление не очень мощного Войска Польского. Поэтому, опираясь на линию укрепленных районов вдоль границы, воевать с Гитлером можно было. А дальше — истощенная экономической блокадой Германия и скоординированный удар Красной армии и англо-французких войск...
Следующее. В ролике говорится, что передислокация Красной армии с тыловых округов к границам началась в середине мая. Это неверно — в середине апреля. Но действительно значительная часть советских войск находилась 22 июня в движении. Однако и немало немецких войск и соединений их союзников — в целом десятки дивизий — также еще не вышли на рубежи разворачивания. И вообще — украинского театра военных действий это не касалось, здесь было напихано столько войск, что даже после тяжелых потерь 22 июня советских самолетов на этом театре оставалось в пять раз больше, чем немецких. Об этом, конечно, телезрителям никто не сказал. Как и о том, что главной составляющей частью потери за первую неделю боев половины танков Юго-Западного фронта стали не снаряды и бомбы врага, а разнообразные технические проблемы — в разных мехкорпусах на эти проблемы списан «падеж» от 70% до 90% наличных бронемашин. Единственный 8-й мехкорпус, который нанес мощный удар на Дубно, понес поровну боевых и небоевых потерь.
И наконец. «Основным оружием пехоты Красной армии была трехлинейка — винтовка Мосина образца 1891 года, которая была модернизована в 1930 г.». А почему бы не сказать, что основным оружием пехоты Вермахта была винтовка Маузера образца 1898 года и что в Красной армии в 1941 году автоматов и автоматических винтовок было больше, чем в Вермахте, вот только правильно использовать их — так же, как и танки, самолеты и артиллерию — советское командование оказалось неспособным?
На этом стоит поставить точку; мы разобрали лишь один ролик — к другим претензиям не меньше, а иногда и больше. Когда в одном сюжете механизированные корпуса называются то «моторизованными», то «танковыми», это означает одно: профессиональную некомпетентность как авторов проекта, так и руководства Первого Национального. Когда в число новых танков засчитываются только Т-34 и КВ, возникает закономерный вопрос: а как же с дизельными БТ-7М 1940 года выпуска (у немцев серийных танков с дизелями не было до конца войны), а как с модернизованными после финской войны средними Т-28, которые по целому ряду данных были лучше однотипных немецких PZ-IV? А как с плавающими легкими танками Т-40 образца того же 1940 года (их на Юго-Западном фронте было около сотни)? Как оценить такую дискредитацию Красной армии и харьковских конструкторов и заводчан (потому что именно там выпускались БТ-7М)?
Довольно. Замечу только одно: то, что красноармейцы в 1941—1942 годах не рвались в бой «За Родину, за Сталина» — это нормальная человеческая реакция на ужас советского тоталитаризма. И именно эта реакция плюс бездарность и непрофессиональность всех звеньев командования (исключения были не такими частыми) и обусловили поражения того периода войны, когда Вермахт относительно небольшими силами перемолол громадные формирования Красной армии. Эту правду, какой бы печальной она ни была, надлежало сказать с экрана честно и компетентно. Вместо этого Первый Национальный воспроизвел самые бессмысленные мифы сталинского разлива.