Говоря о знаковых событиях года на телевидении, было бы неправильно промолчать появление на Первом (Россия) ночного телеканала «Новый день». Оно было шокирующе и по содержанию, и по форме. Первый считается и является законодателем телемод на постсоветском пространстве. В свое время именно здесь была внедрена и успешно реализована идея «развлекаются все». И поэтому то, что предложил Первый в своем ночном эфире, явно будет как-то потрактовано и у нас. «День» обратился к своему автору — доценту Харьковской государственной академии культуры Зое Алферовой с просьбой «разобрать» это явление с точки зрения культуролога.
Налицо априори: богатство человеческой культуры определяется результатами предшествующей практики, но это богатство в полном объеме не должно подвергаться материально-прагматической актуализации и растворять свое содержание в наличных формах деятельностного отношения человека к миру. В противном случае неминуемо «истончение» исторического слоя, а следовательно, базового культурного фундамента новых поколений людей.
Создание второй «документальной» реальности в визуальной парадигме культуры вполне закономерно и является необходимой и логичной формой современной культурно-исторической рефлексии.
Жанры неигрового кино ( кинобиография, кинопортрет и т. д.) являются закономерным и объективным продолжением западноевропейских форм рефлексии : проповеди и исповеди, так что неигровое кино вообще и неигровое кино на телевидении, в частности, необходимо для сохранения культурной традиции, особенно в обществе атомизованном .
Визуальные версии истории, так называемое «консервированное время», — важная составляющая существования социума вообще и процесса социализации приходящих поколений, в частности.
Экранный документализм является уникальной системой в общей концепции отражения и отвечает глубинной природе телевидения.
Несколько объективных причин, по которым показ программ неигрового кино по телевидению ставится абсолютно не в прайм-тайм и рассчитан на довольно узкую неспящую аудиторию:
— Неигровое кино построено не по принципу постмодернистского текста-клипа, коллажа, а по принципу законченного драматургического произведения, по принципу модернистскому. В силу этого оно как структура «выпадает» из поля восприятия современного зрителя. Требуется специальная «перекодировка» документальных фильмических структур на язык телевидения.
— Постмодерн как культурная ситуация предполагает наличие множества версий «истории». Постмодернизм ироничен и к прошлому, и к настоящему. Для него не существует «истории», он лишь «прослушивает» историков. К сожалению, современное отечественное документальное кино к такой поливариантности не стремится. А иронично относиться к прошлому считает за кощунство.
— Неигровое (документальное) кино всегда было одним из важных инструментов идентификации нации. В силу того, что Россия кризис самоидентификации преодолевает быстрее, там на подходе возрождение и индустрии неигрового кино (вспомним Санкт-Петербургский кинофестиваль «Послание к человеку», фестиваль в Екатеринбурге, ВГИКовские смотрины). Украинские студии неигрового кино пока «архивируют» отечественную историю преимущественно в одной концептуальной версии, и стадию самоидентификации в настоящем, как и наше общество, еще не прошли.
— Поскольку у программ документального кино на телевидении есть реальный телеконкурент, а именно — документальный сериал, формат, рассчитанный на большой экран, в такой конкуренции экономически (и зрительно) проигрывает. Отечественные кинодокументалисты еще не научились (и им особо не дают это сделать) качественно работать в сериальном формате, поэтому телеканалы пользуются услугами проверенных фирм, таких, как BBC и пр.
— Там, где используется сериальный формат (например, как в спецпроекте канала «1+1» о голодоморе), он находит зрительский отклик.
— Прав был А.Сокуров, когда говорил, что власти не нужно кино, а нужно телевидение, поскольку именно телевидение позволяет в полной мере манипулировать массой. И права была Л.Роднянская (студия «Контакт»), когда говорила, что именно документальное кино является красноречивым свидетелем всех преступлений власти.
Документальный экран по своей природе избыточен, так же, как избыточна природа телевидения — их объединяет общая тирания экрана. А вот получит ли неигровое кино соответствующий телевидению формат и будет ли в дальнейшем наиболее востребованным экранным зрелищем, покажет будущее.
Синтез игровых и «документальных» структур уже имеет место быть на телевидении в виде real-show, и искусства в этом искать не следует, а иронии — хоть отбавляй.