Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Переведи меня через «Майдан»

18 мая, 2006 - 19:26

Обретшее популярность во время и после «оранжевых» событий слово, которое стало нарицательным как для сторонников, так и для противников нынешней правящей элиты, давно вышло в народ именами газет, сайтов и т.д. Теперь в эту «майданную семью» влилась еще и телепрограмма с одноименным названием, которая выходит на «5 канале».

Появление нового публицистического ток-шоу в любом случае можно только приветствовать. Тем более — с таким ведущим. Данило Яневский теперь не только призывает повышать рождаемость (ибо как еще воспринимать регулярные призывы «кохатися», что рано или поздно по всем законам природы должно принести свои плоды), он теперь олицетворяет демократию («Демократия в этой программе — это я!»). И все бы ничего, если бы, слыша это зрителей не терзали бы смутные сомнения: где-то мы это или не именно это, но что- то очень похожее, уже слышали. Причем совсем недавно, совсем рядом, при очень схожих обстоятельствах. А именно — в «Свободе слова» от Шустера, который частенько говорит о себе как о единственном ограничителе этой самой свободы слова в студии программы. Впрочем, это не единственное сходство с упомянутым ток- шоу. У «Майдана» не тот масштаб, поменьше наворотов, попроще структура. Но даже если кто-то считает, что форму своего ток-шоу на «Пятом» его инициаторы попросту слямзили, не стоит зацикливаться на деталях. Во-первых, в мире вообще только семь первичных сюжетов; во-вторых, не раз уже оказывалось, что «копии» получаются даже лучше и переживают своих «прототипов». Не все, конечно, сразу. Вот, например, в последней программе «Майдан», вышедшей в воскресенье, обсуждался вопрос о том, какой коалиции должно отдавать предпочтение — «оранжевой» или «широкой». Может быть, политически очень активную часть населения это до сих пор интересует. У остальных телезрителей при слове «коалиция» челюсти ломит от зевоты, потому что коалиционную тему затерли и заболтали до неприличия, чем возбудили в народе сомнения в продуктивности не только таких разговоров, но и переговоров. Впрочем, от чисто коалиционной говорильни участвующие в ток-шоу персоны с подачи ведущего все-таки попытались уйти, сузив обсуждение до проблемы: что первично — кадровый состав Кабмина или программа правительства. Главный вывод программы: не имеет значения, что первично, главное, чтобы «это» было продуктивным. Да, в Европе все проще: кто выиграл выборы, тот и формирует правительство. А поговорить?

А вот у Шустера в «Свободе слова» на ICTV объявили тему, которая действительно волнует широкие слои общественности: «Почему до выборов растут пенсии, а после — цены?». Хотя это- то как раз понятно, всех интересует другое — что теперь с этим всем делать? Наконец-то о конфликте центра и регионов заговорили не с представителями партий, в том числе и «профильной», а с мэрами городов, которые не только живут в провинции, но и ежедневно общаются с людьми, чувствующими себя подопытными кроликами меняющихся правительств, и пытаются выкрутиться из ежедневных кризисов и местных катастроф, неизбежных при сгнивших водопроводах, разбитых дорогах и мизерном бюджете. Все это и всплыло во время программы. Да, мэры постарались использовать доступ к эфиру максимально, в том числе и для самооправдания, тем более, что зрители имели возможность лицезреть отношение представителя центральной власти к представителям власти местной. Вот, собственно, и все. В остальном успокаиваться нечем: цены на все будут расти, параллельно с ростом цен участятся публичные поиски виноватых. Кто-то сделает на жизненных проблемах регионов политическую карьеру, кто-то использует отсутствие тепла и воды, чтобы свалить конкурентов... В общем, впереди обыденная «дворцовая» жизнь, со своим этикетом и разговорами — о коалиции и вступлении в Евросоюз, о НАТО и статусе русского языка, о самом важном, с точки зрения государственных правителей и их «двора».

Кстати, вот, например, в Италии на двух телеканалах будут транслироваться еженедельные новости на украинском языке — по инициативе украинского посольства. Замечательная новость, ведь украинцев в Италии становится все больше, и покидать эту солнечную страну они не намерены, а информация об Украине и об Италии им очень нужна. Странно только, что не нашлось еще партии, которая бы высчитала процент русскоговорящих среди наших итальянских сограждан и затеяла бы спор о том, на каком именно языке эти новости должны звучать.

Вообще нам есть чему поучиться у соседей по континенту. Отношению к «чужим» могилам, например. Поляки, при всех наших межнациональных сложностях, в Павлокоме обустроили украинское кладбище. Об этом и о том, как такие вопросы решаются в Украине, рассказали «Подробности» («Интер»). У нас государство самоустранилось от этого благородного дела, а народ чтит павших — и своих, и чужих. Прах погибших находят случайно или по воспоминаниям участников, свидетелей боев, пока есть кому свидетельствовать. Люди ухаживают за чужими могилами по собственной инициативе, из-за потребности дать покой праху погибших. Если эта потребность есть, все будет — пусть без шика и гранита, но достойно, по-христиански.

А в Крыму, сообщили наши телеканалы, массово разрушают кресты. Почему? Не говорят. И в причинах «крестоповала» разбираться некому и некогда. Не до того — в Крыму опять делят землю. Не столько свою, сколько чужую. И спорят, чья она, кто на ней свой, а кто — чужак. И спорить будут вечно, потому что договориться не смогут, скорее всего, никогда, учитывая все исторические обстоятельства. Но наши СМИ предпочитают вспоминать об этом иногда, поверхностно и по поводу.

Оксана ТИХОНЧУК, «Вечерний Николаев», специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ