Для телевидения, рассчитанного на миллионы, качественный юмор часто бывает не «по зубам». Юмор — это сложность для авторов программ и продюсеров, хороший «эрудированный» юмор — это сложность для среднестатистического зрителя. А в общем постановка вопроса о качестве юмора на телевидении не имеет смысла. О таком критерии речь не идет уже потому, что относительно юмора категория качества слишком относительна. У каждого в этом плане вкусы свои. Это во-первых. А во-вторых, главное здесь — рейтинг. Он и является наилучшим тестом на остроумие. Как раз рейтинг и решает: быть этому юмору на экране или не быть.
Евгений Петросян и Регина Дубовицкая — почти культовые фигуры на современном телевидении. Несмотря на их российское происхождение, их считают своими и на нашем ТВ. Какой-то зритель благодарит их за талант гомерическим смехом, а кто-то ненавидит их. Самое главное то, что безразличных нет. Один из опросов относительно юмора на телевидении, проведенный в России в 2006 году, показал, что самый популярный артист комедийного жанра именно Евгений Петросян (за это высказались 35% респондентов), но он также является лидером и антипатий (12% сказали о своей особой неприязни к нему).
Если раньше «стебаться» над «Аншлагом» и выступлениями Петросяна было модно, то сейчас это уже просто банально. Такое внимание заставляет думать, что Петросян и есть герой нашего с вами времени. Для определения юмора наподобие «Смехопанорамы» и «Кривого зеркала» есть даже отдельное понятие — петросянство. Обычно такой юмор называют «плоским» и низкопробным. «Плоские» герои нашего времени... Очень показательна и интересна статистика, которая математически свидетельствует против «петросянства». По результатам того же опроса, самой востребованной юмористической программой на сегодняшний день является «Кривое зеркало» (47%). А чаще всего эту программу называли люди, не имеющие среднего образования (56%). Комментарии здесь излишни.
Сейчас на украинских телеканалах все чаще появляются юмористические программы отечественного производства. Недавно на канале ICTV стартовало шоу «Последний комик». Это украинская версия проекта американского канала NBC Universal Television Studio Last Comic Standing. По всей Украине жюри собирает тех, кто действительно умеет шутить. В Киеве проходит полуфинал, на котором и выбирают тех, кто станет участником основной части программы с элементами реалити- шоу. Они будут жить вместе, их будут учить шутить, а потом будут отсеивать тех, кто будет менее убедителен в роли комика.
«День» решил поинтересоваться у звезд искусства и телевидения о качестве юмора на современном украинском ТВ.
Юрий ПОКАЛЬЧУК , писатель:
— Приличный юмор идет с российского телевидения (например, «Аншлаг»). Он не всегда высшего класса, но все- таки там есть несколько неплохих актеров-юмористов. На украинском телевидении я не вижу сегодня ни одной передачи, которая бы меня заинтересовала с точки зрения юмора. Сейчас немного изменился к лучшему «Бойцовский клуб», а раньше он был просто ужасным. Когда два мужика шутят о позе «69», это что — разве смешно? Это вульгарно. Хамство, идущее с экрана. Значит, у людей нет таланта, потому что Жванецким нужно родиться. Тогда нужно заказывать тексты тем людям, которые могут это сделать на определенном уровне. «Comedy club» — это не самый худший вариант. Они все же лучше того же «Бойцовского клуба». Но почему Comedy? Откуда эти английские слова? Разве нельзя назвать программу украинскими словами?
Если посмотреть в историю украинского телевидения, то можно вспомнить Тарапуньку и Штепселя. Это были люди гениальные, хоть работали в непростое время. Сегодня в Украине есть неплохие юмористы, но попасть на телевидение им очень сложно. Наше телевидение вообще отличается (даже по сравнению с российским) тем, что там просто делают деньги. Нужно вести работу в направлении поиска талантов. Есть КВК, можно таланты брать оттуда. А в общем — не смешно!
Сегодня на телевидении не хватает какого-то такого общенационального указания, каких-то параметров, за которые выходить нельзя. В начале политизация в юмористических программах была смешной и интересной, но в политизации нужно тоже иметь меру. Это правильно, что многие вещи можно высмеивать, но, в принципе, я не думаю, что в Америке кто-то бы смеялся над национальным флагом. Самоуважение должно быть. Должна быть мера. Я не говорю о какой-то цензуре, но если ты живешь в этой стране, то немного посмеивайся, — но не так, чтобы самого себя носом в «дерьмо» окунать. Дело в том, что у нас в Украине есть такая тенденция: рассказывать анекдоты, где украинец — идиот и барахло. Они идут из России. Вот, мол, собрались американец, француз и украинец, а украинец — дурак. И это радостно так рассказывается. Сами о себе. В какой стране вы такое видели? Это тенденция, которую необходимо пресекать. Это мое пожелание всем юмористам: прекратите унижаться!
КУЗЬМА , музыкант:
— Мне сложно судить о юморе на украинском телевидении, потому что я почти не смотрю украинское телевидение. 99% из того, что я смотрю, — это НТВ и польские каналы. Разве что, когда я бываю на гастролях, то иногда попадаю на украинский «Comedy Club». Он очень слабый по сравнению с российским. «Квартал 95» у меня тоже улыбки не вызывает абсолютно. А все эти «Аншлаги», «Кривые зеркала» — они все «старпёровские» и очень попахивают примитивизмом. Есть люди, которые их смотрят, но я считаю, что это очень тонкая профессия — смешить людей, и все-таки нужно учитывать то, что должны смеяться и интеллигентные люди, а не только, грубо говоря, петеушники. Нужно рассчитывать этот продукт на более интеллигентную аудиторию, а не играться в какой-то примитивизм.
Мне очень нравится программа, выходящая на НТВ. Там Павел Воля с Динамитом выбирают юмористов из народа. Выбор настоящий и неподдельный. На сцену выходят непрофессионалы и пытаются рассмешить. Очень жестоко расправляются с теми, кто позволил себе занимать время зрителей и не насмешить их. Их просто сбрасывают. По моему мнению, это как раз то, что нужно. Чтобы знали свое место.
Андрей ПАРТИКА , продюсер программы «Последний комик»:
— Важнее — не оценивать уровень юмора, который есть сегодня на телевидении, а увеличить его количество в целом. Потому что был определенный период надлома. Развивался КВК — потом начался такой замедленный период развития: часть юмористов осталась в Москве, часть — ни с чем. Была вспышка «Comedy Club» Украина, но он замкнулся на нескольких людях, а у других талантливых людей нет развития, им негде появляться. В шоу «Последний комик» молодые нереализованные таланты смогут показать себя аудитории, которая их примет или отбросит. Точно могу сказать, что звезды есть, они будут, и это будет смешно. В целом в Украине дефицит украинского юмора. Жизнь в нашей стране не настолько веселая, и хотелось бы, чтобы телевидение это компенсировало.
Самая любимая программа, которая четко идентифицируется с нашей страной, и которой можно гордиться, — это «Леся+Рома», без учёта того, что я — ее продюсер. Когда нашел этот формат, мало кто верил в успех, но мы его реализовали, и лучшего, на мой взгляд, юмористического проекта нет. Но если брать другие жанры — прекрасно, что появился «Comedy Club». Проблемой является то, что Украина иногда повторяет шаги России. Но, думаю, со временем будут появляться и аутентичные украинские проекты.
Стопроцентно нужен комплекс: должен быть хорошим и контент шутки, и персонаж, его озвучивающий. Если просто талантливый автор не может качественно озвучить свою работу — это не смешно. Только профессионалы могут понять, что у него где-то там есть талант, который мог бы озвучить и рассмешить кто-то другой. Просто смешной персонаж без сценария тоже не может существовать. Плохо снятую идеальную шутку талантливого комика можно простить, но современный зритель избалован, он привык к лучшему мировому телевизионному продукту. Украинский телевизионный рынок конкурентнее, нежели польский, например. Польша замкнута внутри своего рынка. Там очень качественное телевидение, но немного спокойнее, без фанатичной, на мой взгляд, конкуренции, вне экономики.
Андрей КУЛИКОВ , телеведущий:
— Думаю, что юмор транслируется абсолютно некачественный. Это, в первую очередь, касается российских проектов. Ничего нового мы там не можем увидеть и услышать. По моему мнению, успех программы, ее рейтинговость зависит именно от шуток. Ведь качество юмора зависит в первую очередь не от того, кто говорит, а от того, что говорят. Если шутка, так сказать, затяганная, то она уже не заинтересует зрителя и слушателя. К сожалению, на украинском телевидении нет качественных продуктов. Большинство закупается из России, а своего у нас нет. Такого просто не должно быть. Это объясняется большой раздробленностью ресурсов коммуникации. Нам сегодня проще закупить иностранные программы, чем производить самим.
К тому же, ни для кого не станет новостью, что шутки у нас сегодня преимущественно о политиках — это не очень хорошо. Но общество сейчас в таком состоянии. Народ все сверяет с политикой. И с этим ничего не поделаешь.
Дмитрий КУТОВОЙ , директор медиа-агентства Nostra Communication:
— Единственное, что радует меня в юморе на украинском телевидении — это то, что люди, называющие себя юмористами, могут много и безболезненно шутить о политиках. Из позитива это, честно говоря, все. Уровень телевизионных шуток соответствует уровню телевидения, а он, в свою очередь, уровню культуры в обществе. За 30 лет украинские юмористы изменились только в одном — помолодели. В остальном — все то же самое. Для меня образец юмористической программы на украинском ТВ — это «Эпицентр» Пиховшека. Очень смешно.
Владимир ЗЕЛЕНСКИЙ , юморист, шоумен:
— По-моему, сегодня на телевидении юмористические программы не качественные. Я к этому заключению пришел таким образом. У нас есть телевизионная премия «Телетриумф», но номинации «Лучшая юмористическая программа» нет. Парадоксально. Наш «Вечерний квартал» участвовал в номинации «Развлекательные программы» вместе с «Танцами со звездами» и так далее. Это абсолютно разные форматы. К сожалению, нет на территории Украины своих юмористических программ собственного производства. Есть программы типа «Кривое зеркало», «Аншлаг», «Comedy club», которые являются либо клонами российских, либо покупными российскими проектами.
Почему у нас такая ситуация? Я не думаю, что у нас люди глупее, чем в других странах СНГ либо за рубежом. Но очень часто миграция украинских мозгов происходит в Россию. К сожалению. Я думаю, что причина и в руководстве каналов. Каналы, на которых нет юмористических программ, просто не дают развиваться молодым. Это все реально, потому что существует практика, которой много лет, тогда в КВНовское время был период, когда украинские команды были доминантными в высшей лиге в Москве. Они были чемпионами — и все понимали, что Украина является самой сильной школой. Потом в какой-то момент все изменилось, потому что российское телевидение стремительно развивалось, в него вкладывались средства, а в украинское — нет. Буквально пару лет назад наше ТВ начало развиваться. Показателем станет момент, когда наши проекты будут идти на всех просторах СНГ, когда белорусы, казахи, узбеки, латыши будут покупать их. А пока только мы покупаем. Как говорят: «Талантливым надо помогать, бездарности прорвутся сами». Также нужно понимать, что в России самый «крутые» каналы — это Первый канал или РТР, являются государственными каналами. По крайней мере, имеют государственные дотации. А у нас Первый Национальный оставляет желать лучшего.
Качество юмора зависит, прежде всего, от внутреннего редактора. Потому что матерится на сцене, ругаться, все время шутить «ниже пояса» — это не от продюсеров канала, которые пускают этот юмор на телевидение, а все-таки это зависит от тех людей, которые это на сцене исполняют. К сожалению, наше сегодняшнее молодое поколение вызывающее. Качество юмора зависит от уровня воспитания.
Юмор ни чем не отличается от другой литературы: драматической, трагической и так далее. Это тоже литература. Как говорится, в начале было Слово. Сначала нужно написать, а потом написанное вложить в уста человека. А профессия актера заключается в том, чтобы художественную литературу превратить в эстрадную. Автор и актер — это два неотъемлемых компонента. Довольно удачны тандемы, когда кто-то из актеров еще и автор. Еще важен и режиссер.
Юмор очень разный бывает. Гротескный, сатирический. И все эти направления всегда востребованы. Мы с вами знаем такой жанр, который, наверное, самый популярный во всем мире — это анекдот. Анекдоты должны быть более-менее актуальны. В данный момент — это политика. Люди хотят видеть, что с ними происходит, оценку всего происходящего от профессиональных актеров, юмористов. Все-таки Украина сегодня очень заполитизирована. Юмор всегда был двигателем телевизионного процесса. Сегодня, если юмористы не будут шутить о политиках, то внимание граждан не будет обращено на некоторые очень важные темы и поступки.