Институт по изучению журналистики Рейтер (Reuters Institute for the Study of Journalism — RISJ) при Оксфордском университете недавно опубликовал Отчет-2017, посвященный мировому рынку медиа. В процессе исследования было опрошено свыше 70 000 респондентов по всему миру. Внимание было сфокусировано на Европе, но исследовалась ситуация и в других частях света.
Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания сделал перевод исследования и распространил его среди украинской аудитории. Итак, о чем мы можем узнать благодаря работе RISJ?
НЕДОВЕРЧИВЫЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ
Исследование показало, что уровень доверия к новым медиа является достаточно разным в зависимости от страны, причем разница может быть почти в два раза.
Больше всего доверяют новым медиа в Финляндии (62%), Бразилии (60%), Португалии (58%), Польше (53%), Нидерландах и Испании (51%).
Самый низкий уровень этого показателя — в Греции и Южной Корее (23%), Словакии (27%), Малайзии (29%) и Франции (30%).
Хотя наша страна и не вошла в число тех, кого «исследовал» Институт по изучению журналистики Ройтерз, некоторые тенденции нам известны из других исследований, отечественных.
Так, по данным социологического опроса, который провел Киевский международный институт социологии (КМИС) по заказу ГО «Детектор медиа» в феврале 2018 года, 24% жителей Украины получают информацию о ситуации в стране и мире из социальных сетей. В целом, 42% украинцев получают информацию из т.н. новых медиа: центральных и местных украинских, российских интернет-ресурсов или из социальных сетей.
В то же время, по данным исследования «Отношение населения к СМИ и потребление разных типов СМИ», которое провела киевская социологическая компания InMind по заказу МГО Internews в мае-июне прошлого года, оказалось, что украинцы могут разместиться на диаграмме «доверия к новым медиа» где-то посередине, но все же немного ближе к началу. Так, на вопрос: «Насколько вы доверяете новостям?» относительно интернет-СМИ 48% респондентов ответили утвердительно (в 2016-м этот показатель был равен 52%, в 2015-м он был 47%).
ИЗБЕЖАНИЕ НОВОСТЕЙ
Очень познавательными оказались данные Института по изучению журналистики «Рейтер» о том, что почти треть опрошенных (29%) указали, что часто или время от времени избегают новостей от новых медиа.
Явление «избежания новостей» проявляется по-разному, от тотального избежания новостийных жанров до ограничения их просмотра — один раз в сутки, неделю, месяц и т.п.). Уровень избежания онлайновых новостей варьируется в зависимости от страны. Например, в Греции и Турции он составляет 57%, Хорватии — 50%, Польше — 44%, тогда как в Финляндии — 18%, Дании — 14%, Японии — всего 6%.
Среди основных причин, почему происходит процесс избежания онлайновых новостей, респонденты исследования RISJ привели такие:
• негативное влияние на настроение (48%)
• разочарование в правдивости новостей (37%)
• отсутствие потребности (28%)
• огорченность из-за негативной визуальной информации (22%)
• наличие информации, которую лучше бы и не знать (19%)
• уменьшение концентрации внимания (15%)
• затраты времени (13%).
Можно допустить, что для Украины эти факторы тоже имеют место. Только очень ленивый медиаэксперт не указывал в последнее время на засилие негатива в украинских СМИ, онлайновых ресурсах и соцсетях и не жаловался на падение доверия к медиа из-за нашествия фейков и «джинсы».
Многие видят в наших медийных реалиях коварную «игру Кремля». Но, кажется, вообще-то мы двигаемся в мировом тренде.
Люди не хотят портить себе настроение и все время узнавать обо всем плохом, что случилось по всему свету, и не хотят, чтобы им «вешали лапшу на уши» из-за распространения ложных и «заказных» материалов, которые маскируются под новости.
Теоретически, производителям контента, то есть информационным ресурсам разного типа, вообще-то, должно быть не интересно производить контент, который пользователь ненавидит и не хочет видеть. Поэтому мы должны были бы надеяться, что исследования типа того, которое провел Институт по изучению журналистики «Рейтер», заставят информационщиков всего мира пересмотреть свои методы работы.
Впрочем, если распространителям «новостей ужасов» и фейков «по-барабану» размер аудитории, главное для них — «вбросить инфу» и «разогнать «месседж», то надежды на саморегуляцию производителей контента очень мало.