Страна выдохнула выборы, и все большую актуальность приобретают передачи о любви и огородной рассаде. И все же оглянемся назад. После шальной предвыборной ночи, где расстарались почти все центральные каналы, телевидение перестраивается на другой ритм. И уже в спокойной обстановке можно оценить, что наиболее конкретную информацию о партиях давал «Новый канал». Правда, не без комплиментов в сторону ревизионистов. Самое унылое впечатление произвело шоу «Партия, господа!» (СТБ). Так будет с каждым, кто выполняет правила слишком буквально. Надо полагать, что иностранцы так представляли всю предвыборную агитацию.
Куда веселей она проходила в «Больших гонках» («1+1»). «Кукольник» Дмитрий Джангиров, хотя и работал по спецзаказу, «избивал» своих «петрушек» достаточно умело. «На самом деле» (ICTV) иронизировали натужно. Но это, скорее, правило для юмористических передач. Смех — слишком тонкая субстанция для того, чтобы быть серийной продукцией. Это реверанс в сторону 1 апреля.
На прошлой неделе была и католическая Пасха. УТ-1 транслировал из Рима церемонию несения креста на Голгофу. В своей речи всепланетный утешитель Папа Римский напомнил, что на дворе глобализация, и призвал молиться за обиженных сильными мира сего, находить в себе силы отстаивать справедливость. Символический крест несли представители Мадагаскара, Колумбии, Монголии. Если Украине не поможет Бог, она также окажется в череде стран, обиженных глобализацией.
Мировым порядком командуют США. А «для Запада выгодно иметь Украину по дешевке, ничего не давать, но иметь прозападно настроенных политиков у власти» (В. Малинкович, ОРТ). Леонтьев в «Другом времени» подтвердил это цифрами. Украина должна России за газ 3,5 миллиарда долларов (полтора нам простили). А в печально известной 339-й резолюции Конгресса, как повод к вмешательству в украинские выборы, вспоминаются 154 миллиона долларов кредита за прошлый год. ОРТ перед 31 марта развернуло активную противоющенковскую кампанию. Их можно понять — 80% населения нацелены на дружбу с Россией, а в ВР могут преобладать антироссийские настроения благодаря блоку «Наша Украина». ОРТ показало и фильм Ежи Гоффмана «Огнем и мечом». Он начинался словами о солнечном затмении — плохое знамение — и видом кровавого горизонта: «Поэтому все обращали взоры к Дикому полю (Слобожанщина) и татарскому Крыму, откуда могла пойти напасть...»
Но, возможно, не все так плохо. В свое время в России очень переживали, когда на выборах в парламент успех сопутствовал В. Жириновскому. Геннадий Хазанов даже появился предвыборной ночью в костюмчике заключенного — и ничего, обошлось. Ни репрессий, ни резкой смены курса страны не последовало.
Еще одна информация к размышлению по поводу иностранного вмешательства. В послевыборной «Точке отсчета» («Интер») прозвучала мысль российского политолога Сергея Маркова о том, что Украина находится на периферии американской внешней политики. А фонды, средства которых фигурируют у нас, — в оппозиции к администрации Буша и подконтрольны З. Бжезинскому. Будто бы цель старого антисоветчика известна — расколоть Украину и Россию.
Этот геополитический пасьянс вряд ли известен массам. Так почему же оппозиционеры нашли широкую поддержку? За Ющенко и Тимошенко на Западной Украине проголосовало на порядок больше избирателей, чем в Восточной. И после 11 лет независимости две разные части страны имеют непримиримо разные мнения. Телевидение пока на этом политкорректно не акцентирует внимание.
А проголосовали, скорее всего, от обиды. Даже не в связи с выборами социологи заметили такой феномен: чем чаще говорят об экономическом росте в стране, тем сильнее недовольство властью. Большинство населения еще не чувствует реального роста благосостояния, и людей раздражает это несоответствие. В стране по-прежнему преобладают патерналистски настроенные граждане. Во всех бедах они винят не собственную бездеятельность, а государство. Миллионы таких обломовых все еще лежат на продавленных диванах и отказываются чему-то учиться у быстротекущей жизни. Одно из их отличительных качеств — ненависть к тем, кто побогаче.
Поэтому у «озимых» не было шансов попасть в парламент — им не хватило не несколько месяцев, как они утверждают, а несколько лет, когда общество изменится. Но прежде, чем узнать о своем фиаско, они показали два прелюбопытнейших фильма. В «Мы выбираем!» (ICTV) удачно найден формат: параллельно с рассказами героев напоминается, что в это время происходило в стране. Но это необычный портрет поколения. Скоро выясняется, что представители «озимых» имеют общий знаменатель — любовь к деньгам и стремление их заработать любой ценой. И все испытания и преодоления — ради этой великой цели. Как бы ни хотелось жить лучше, меркантильность — слишком мелко для романтичных славян.
В другом «озимом» фильме — уже на «Новом канале» — предлагается стратегия развития Украины на примере Финляндии. За 10 лет медвежий угол Европы расцвел, стимулировав высокие технологии в области лесного и сельского хозяйства. У нас тоже сильны сельскохозяйственные традиции, и имеет смысл развивать агрохимию, перерабатывающую промышленность и торговлю. Пример — разумеется, производитель молочных продуктов «Галактон» (владелец — 7-й номер «пролетевших» КОПов). Надеюсь, идеи и публицистический накат не пропадет. Потренировавашись «на кошках», журналисты дорастут до настоящей документалистики.
Фильм «Красная земля» (УТ 1) — другая история. 10 летрежиссер Сергей Буковский искал финансирование на ленту об украинской эмиграции. Когда наконец нашел поддержку в Министерстве культуры и искусств, отправился в Бразилию. Ожидая увидеть насыщенное фактами и судьбами повествование, была разочарована. Получасовая картина из авторского текста содержательно бы вместилась в минутный сюжет. Крестьяне празднуют скромную свадьбу, рубят сельву, дети играются в пыли. Из титров можно понять, что кадры сняты в нескольких украинских колониях Бразилии. Живут эмигранты первой волны действительно убого, и свою идею фильм так или иначе доносит. Не имеет смысла покидать родину — от судьбы не убежишь. (Контрмнение об этой картине – на стр. 14. – Ред. )
«Дорога к дому» — телевзгляд журналистов СТБ на растерзанную Грузию. Но невзирая на экономические проблемы, она старается удержать Абхазию и Аджарию от российского влияния. В результате — военный конфликт. Беженцы восемь лет живут в тбилисской гостинице «Иберия». Кое-кто тут обзавелся семьей и детьми. Грузия — последний эллинский этнос — нищенствует. Побираются и дети, и 30-летние мужчины. На работу можно устроиться только за большие взятки. Под руководством Шеварднадзе в стране ничего не меняется. Но у него есть любимый народом оппонент — молодой Михаил Саакашвили. Остается предположить, что Грузия станет легкой добычей американцев. Правда, исчерпывающая информация, поданная в фильме? При всех издержках украинскому зрителю грех жаловаться на недостаток качественной теледокументалистики.
Новый старый жанр предложили «1+1». Только в отличие от цирковых силачей на «Богатырских играх» не таскали гири, а тянули четырехтонные самолеты. Поскольку дело было перед выборами, приветствие Президента богатырям передал В. Литвин. В перерывах танцевал стильный балет и о чем-то пели на крыле самолета звезды украинской эстрады. Все же оригинальное шоу было несколько статичным, как и сам ведущий — народный артист России В. Дикуль. Но положительные эмоции обеспечили украинские молодцы, победившие россиян.
Телевизионщики двигают вперед и украинское кино. После первой серии «Критического состояния» («1+1») я была согласна со всеми восклицательными знаками в рекламе — новый! украинский! сериал! Потом восторги поулеглись, но хорошее впечатление сохранилось. А. Матешко действительно снимает самые смотрибельные в стране сериалы и не забывает творчески расти от фильма к фильму. Прочла в интервью, что любимый актер режиссера — А. Шевченко, удивилась. Но позже скепсис растаял. Он действительно талантливо перевоплощается в записных злодеев, а именно такие персонажи и двигают сюжет.
Претензии, скорее, к сценарию. Не знающая моральных преград бесстрашная журналистка в кино порой ассоциируется у обывателей с реальными людьми этой профессии. И время от времени журналистам приходится доказывать гражданам свою нормальность. Главная доблесть репортера — умение внятно и литературно изложить информацию. Мы не имеем по нескольку париков, чтобы измениться до неузнаваемости, не перевоплощаемся в случае производственной необходимости в проституток и даже не шантажируем героев наших расследований и интервью. А газовые пистолеты применяем только для самообороны. Но обижать журналистов не рекомендуется: они умеют постоять за себя, а при необходимости — и за свою страну. Особенно когда она находится в критическом состоянии.