В минувшую пятницу в рамках Международного кинофестиваля «Молодость» в киевском Доме кино состоялась презентация первых двух серий телевизионной версии фильма Андрея Дончика «Украденное счастье». Этот фильм производства «1+1» с самого начала создавался как событие — и для украинского телевидения, и для украинского кино. В феврале, в ходе интервью «Дню» генеральный продюсер «1+1» Владимир Оселедчик, говоря об этом «парафразе франковской пьесы», признался, что отношение к работе над проектом можно сравнить с отношением к экранизации «Идиота» Федора Михайловича Достоевского на российском телевидении. И то, что получилось в итоге, подтверждает: эти слова — не преувеличение.
Действие фильма, поставленного по мотивам одноименной пьесы Ивана Франко (сценарий написали Марина и Сергей Дьяченко), происходит в Западной Украине в наше время, начиная с 1994 года. И уже хотя бы потому, что основан на знакомом всем нам «материале», он будет интересен украинскому кино- и телезрителю. А фильм планируется показать не только в четырехсерийной телевизионной (в ближайшее время, на телеканале «1+1»), но и в киноверсии.
«Украденное счастье» — украинская работа не только по содержанию. Как отметил на презентации фильма продюсер проекта, почетный президент «1+1» Александр Роднянский, у телеканала есть большой опыт коопродукции, но абсолютно украинский проект, можно сказать, первый — «украинские актеры, украинские продюсеры, украинские компании, украинский канал, украинский режиссер — все свое». Можно еще добавлять и добавлять — украинский язык, украинская музыка (композитор — лидер группы «Океан Эльзы» Святослав Вакарчук) и т.д. Пожалуй, единственное исключение — российский актер Анатолий Пашинин, исполнитель роли Мыхайла Гурмана. Да и у того — украинские корни.
Режиссер фильма Андрей Дончик, который, по его собственному признанию, 12 лет не стоял на сцене Дома кино (после того как в 1992 году получил приз за свой фильм «Кислородный голод»), на премьере пребывал в очень хорошем расположении духа. Благодарил руководство канала — «за предоставленную возможность». Актеров — за то, что «вдохновляли и ничего не испортили». Благодарил творческую группу, профессионализм которой его просто поражал: «Неужели на рекламных роликах водки можно было так натаскаться снимать?» Зрители, присутствовавшие на премьере, надо думать, также были приятно удивлены тем, что у нас можно «так снимать». Впрочем, качество «картинки» можно будет оценить самому уже в ближайшее время. Несколько слов хотелось бы сказать о «наполнении». Новый проект «1+1» будет интересен как тем, кто вообще не читал пьесы Ивана Франко, так и тем, кто хорошо знаком с ней. Любовный треугольник в фильме тот же, что и у классика: главная героиня — Анна (Наталья Доля), ее муж — Мыкола Задорожный (Алексей Богданович) и ее любимый — Мыхайло Гурман, которого все считали погибшим (на чем, собственно, и основан конфликт). Однако в осовремененном кинопересказе появляются не только новые детали и подробности, но и новые персонажи. Фактически первые две серии фильма повествуют о том, что в пьесе осталось «за кадром»: здесь появляются, например, братья Анны (одного из них играет Виталий Линецкий), которые делают все возможное и невозможное, лишь бы не делиться с ней ее долей наследства. Персонажи, кстати, весьма колоритные: на жизнь зарабатывают тем, что «разводят лохов», инсценируя ДТП и вымогая затем деньги на ремонт машины. Здесь появляется мать Мыхайла; появляются школьники (главная героиня пьесы в фильме из простой селянки превращается в учительницу), в семьях которых обычная ситуация — «мама — дома, папа — в Польше», и многое-многое другое.
Как отметил на премьере директор «Молодости» Андрей Халпахчи, если в прежние годы отечественное ТВ было, в основном, потребителем кинопродукта, то в последнее время оно все активнее участвует в кинопроцессе, как это принято во многих странах. Что ж, если ситуация в кино- и телепроизводстве будет развиваться в том же направлении, зритель только выиграет.