Телевидение, несмотря на все свои развлекательные функции, сегодня остается единственным союзником документального кино. Его двигателем, инициатором и инвестором. Телеканал «1+1» продолжает работу над документальным циклом «Украина. ХХ век».
В документальном кино «история» — это действительно история, в отличие от игрового кинематографа, где под этим термином подразумевается фантазия автора, игра воображаемых персонажей в придуманных ситуациях. Увы, те условия, в которых существовала страна, придумывались на самом высоком уровне. Неумолимая тоталитарная машина утюжила непокорные чубы, а украинцы, со свойственным нам менталитетом, также упрямо и настойчиво продолжали твердить про украинскую самоидентификацию, про свободу совести, про право говорить на своем языке, чтить свою культуру… Оказалось, заработать право на смерть гораздо проще и быстрее, чем право на свободу суждений и независимость. До провозглашения Украины независимым государством в 1991 году дожили далеко не все. О многих мы уже знаем, о многих не узнаем никогда. Им всем советская власть вынесла приговор — «диссидент». То есть — несогласный с официальной политикой и доктринами. Именно так сценарист Игорь Малышевский назвал новую документально-публицистическую серию, которой режиссеры Александр Фролов и Виктор Шкурин продолжат тему «Украина. ХХ век» на «1+1» — «Диссиденты». С помощью киноязыка авторы попытаются постичь сущность диссидентства — этого сложного общественного явления, исследовать его историческое развитие, проследить его влияние на судьбы нескольких поколений и на окончательный развал системы тоталитаризма, на процессы демократизации общества. Исследуемый период — от хрущевской «оттепели», спровоцировавшей всех свободомыслящих людей на открытые действия, до 24 августа 1991 года,
В картинах авторы хотят рассмотреть четыре оппозиционные движения в Украине, которые в итоге слились в общий поток диссидентства: украинское национально-освободительное движение, крымско-татарское и еврейское движения за возвращение на историческую родину, движение за свободу совести и движение за социально-экономические права. Но на самом деле все структуры и все оппозиции — это, прежде всего, люди. Личности, которые попали в лагеря империи ГУЛАГ, стали жертвами репрессий участников неразрешенных митингов у Бабьего Яра — ведь коммунистический режим не признавал массовые расстрелы евреев трагедией и приравнивал подобные акции к пропаганде сионизма. Аресты несогласных с идеологией партии, увольнения с «волчьим билетом», убийства, определение в психбольницы за решетками. И одновременно — в то время, как Василь Стус, Иван Дзюба, Вячеслав Чорновил, Сергей Параджанов, Гелий Снегирев и многие другие диссиденты были отправлены в места лишения свободы — заявления советского правительства международному сообществу, что в СССР нет политзаключенных. Но это — наша история, те пути, которые привели к настоящему, и о ней надо знать. Так сложилось, что самые неординарные идеи и мнения всегда сперва выражаются меньшинством. Все альтернативное в искусстве, политике, экономике, культуре, антропологии всегда зарождается в узком кругу. И автоматически становится диссидентством.
Документальное кино, как уникальный инструмент человеческой летописи, дает шанс увидеть и понять, насколько эти идеи были своевременными. Конкретные материалы, события, портреты лидеров украинского диссидентства, участников оппозиционного движения, по словам авторов фильмов, создадут коллективный портрет целого поколения, которое добывало для своей страны статус свободного государства. Периодически звучащие в прессе или из эфира реплики о том, что Украина всегда была под чьим-то влиянием, сейчас просто несостоятельны: сегодня в мире есть независимая Украина, и с этим всем надо считаться.