«Граждане! Приближается время выборов в Государственную думу. Никто не имеет права теперь говорить: «Моя хата скраю, ничего не знаю», — эти актуальные и до сих пор слова написала 2 декабря 1905 года (перед первыми выборами в Государственную думу Российской империи) газета «Юг». — Помните! Если выберете честных, достойных людей, то у вас будет земля, будет образование, будут справедливые законы и судьи. Если не пойдете на выборы, поленитесь, — останетесь в темноте, невежестве, бедности и бесправии. Записывайтесь в ту партию, которая вам по душе, которая лучше других отстаивает ваши интересы».
Несмотря на официальную цензуру, преследование журналистов и закрытие редакций, некоторые южноукраинские неправительственные газеты активно критиковали власть за общегосударственный кризис, освещали революционные события 1905—1907 гг. и объясняли своим читателям, что на светлое будущее может надеяться только образованный народ.
Вообще в конце ХІХ — начале ХХ вв. в России отчасти критиковать власть могли только авторитетные газеты, на страницах которых, несмотря на контроль цензуры, время от времени появлялись статьи о бездеятельности служащих, экономическом кризисе, поражении в Русско-японской войне и протестных акциях рабочих с требованиями улучшить условия их жизни. Если в центральных городах империи на страницах газет либеральные статьи журналистов печатались все чаще, то на юге, в Херсонской губернии, газет с публикациями такого содержания выходило единицы. Хотя запрос общественности на альтернативную официальной точке зрения информацию в Херсонской губернии чувствовался фактически со времени появления здесь самой прессы — в 1838 году, когда в городе начали печататься «Херсонские губернские ведомости». Конечно, первые административные газеты, которые возникли в 30-х годах ХІХ века, не могли позволить себе плюрализм мнений, а тем более публикации, направленные против государства. Частично это делали издания условной второй волны развития прессы на юге страны — так называемое «общедоступное чтиво» — журналы и альманахи 1880—1890-х гг. Однако яркие либеральные черты пресса приобрела лишь на исходе века, когда на рынок вышли новые — неправительственные — издания.
Первопроходцем среди тогдашней херсонской прессы либерально-демократического направления, безусловно, была «научно-литературная, политическая, сельскохозяйственная и коммерческая» ежедневная газета Виктора Гошкевича «Юг», первое число которой вышло в свет 1 марта 1898 года.
Это первое частное издание административного центра Херсонской губернии для местных жителей, а прежде всего интеллигенции, было словно глоток свежего информационного воздуха. Хотя разрешение на выход газеты предоставляло государственное правительство, которое в дальнейшем ее контролировало, на страницах «Юга» регулярно появлялась критика средних по статусу и влиянию чиновников города. Газета смело указывала им на злободневные проблемы Херсона, в частности, «неразбитый коммунальными службами лед на Днепре», который мешал осуществлять движение из Херсона в Олешки, «высокие цены на социальный хлеб», наличие в губернии беспризорных детей, которых «почему-то не берут в интернаты», или очередной арест местной интеллигенции. Читая «Юг» более чем столетней давности, удивляешься, что тогда эта газета поднимала в своих публикациях такие проблемы, о которых сегодняшняя региональная пресса Херсонщины ХХІ века (!) не пишет. И не потому, что их нет.
ВИКТОРУ ГОШКЕВИЧУ УДАЛОСЬ СДЕЛАТЬ МОДЕРНУЮ ДЛЯ СВОЕГО ВРЕМЕНИ ГАЗЕТУ
Главное преимущество «Юга» среди других тогдашних газет заключалось в том, что редактору удалось сплотить вокруг издания самых известных ученых, краеведов, литераторов и даже экономистов губернии. Авторами «Юга» были профессора Кизеттер, Петражицкий, священник Петров, публичные люди Браунер, Коваленко-Коломацкий. А это делало газету интересной и читабельной. Также большое внимание издание уделяло просветительству своих читателей, в частности, в противовес другим тогдашним херсонским изданиям, «Юг» много писал о малоизвестных страницах жизни и творчества Тараса Шевченко. Так на страницах газеты выходили статьи Браунера «Днепровские мотивы», Коваленко-Коломацкого «Певец Украины Т.Г. Шевченко» и «На Шевченковские дни». А за печать в 1902 году письма по делу Дрейфуса — засланного царизмом осетинского поэта-демократа Кости Хетагурова — Виктора Гошкевича активно критиковали чиновники.
В период расцвета газеты ее тираж раскупали полностью, хотя стоимость издания была выше средней: в розницу — 2 копейки, а по подписке — 6 рублей в год. Для сравнения — буханка хлеба тогда в Херсоне тоже стоила 2 копейки.
На страницах «Юга» регулярно выходили постоянные рубрики «Театр и музыка», «Новости литературы», «Судейская хроника», «Сельскохозяйственные новости», «Зарубежные новости» и т.п. Наиболее нашумевшие в центральной прессе материалы «Юг» также перепечатывал на своих страницах. Интересно, что газета имела собственных корреспондентов в большинстве уездов губернии. Для их статей редактор практиковал отдельную рубрику «Корреспонденции юга».
Часть опубликованных в газете статей имела достаточно большой резонанс. Некоторые чиновники после критических материалов даже теряли должности. И это — в самодержавной империи! На «Юг» власть реагировала даже больше, чем на правительственные газеты. Гошкевич смело писал о существующих в городе проблемах и в большинстве случаев ставил вопрос ребром — кто в этом виноват? «К нам дошли жалобы по поводу того, что переезд из Херсона в Олешки усложняется из-за существующей конкуренции между олешковскими и херсонскими шаландистами. Таким образом для пассажира созданы условия, когда ему, сидящему на острове, нужно молиться, чтобы его перевезли на другой берег хотя бы за бешеную плату. В связи с той же конкуренцией, как нам передают, владельцы олешкинських пароходов не рискуют открывать рейсы между Херсоном и Олешками, — пишет «Юг» от 4 января 1906 года. — Чрезвычайно интересно выяснить, чем вызвана эта ненормальность?». Реакция местной власти на публикацию — мгновенная! На следующий день упомянутая проблема была устранена, а редактор в следующем числе газеты отчитался читателям: «Во вчерашнем номере «Юга» была размешана заметка о тех тяжелых условиях переезда из Херсона в Олешки на шаландах, которые сложились благодаря тому, что перевозчики-шаландисты, пользуясь закрытием навигации, требуют с пассажиров слишком дорого. По распоряжению генерал-губернатора Давыдова портовый пароход сорвал лед на реке Конке. Благодаря этому сейчас пароходное соединение между Херсоном и Олешками возобновлено».
Несмотря на то, что «Юг» был региональной газетой, на его страницах печатались глубокие аналитические статьи, например «Аналогии между выборами в русскую Государственную думу и французский сенат», «Русские финансы в 1905 году» и т.п. Да и вообще тему первых выборов в Государственную думу Российской империи 1906-го года газета развивала особенно активно.
САМЫЙ ПРОГРЕССИВНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛ ГУБЕРНИИ
Судьба талантливого журналиста, издателя, этнолога и краеведа Виктора Гошкевича полностью вписывается в общее положение украинской интеллигенции в Российской империи начала ХХ в. На своем веку он успел получить хорошее образование, построить карьеру, заслужить признание и авторитет, заработать денег и... фактически все это потерять, не поступившись собственными ценностями и принципами. Окончив Киевский университет, где Гошкевич совмещал учебу на математическом и историко-филологическом факультетах, он серьезно заинтересовался историей. В студенческие годы посещал кружок выдающегося украинского историка, археолога и этнографа Владимира Антоновича, где занимался вместе с юным Михаилом Грушевским. В газетных статьях 1882—1889 гг. Гошкевич последовательно поднимает исторические темы. О необходимости четкого знания своей истории он постоянно говорил также впоследствии на страницах своей газеты «Юг».
В 1890 году Виктор Гошкевич переезжает из Киева к старшему брату Михаилу в Херсон, где тот работал городским врачом. С хорошим образованием Виктора Ивановича практически сразу взяли на должность секретаря губернского статистического комитета, где за 15 лет работы он собрал бесценную статистическую информацию о Херсонской губернии.
Виктора Гошкевича современники называли одним из самых авторитетных людей губернии, к его мнению прислушивались, его поступки наследовали. Кроме неоценимого вклада в процесс либерализации журналистики на юге Российской империи, ему удалось сохранить культуру своего народа, открыв самый известный на Херсонщине музей предметов старины (в настоящее время — Херсонский областной краеведческий музей). Впрочем, едва ли не самый выдающийся интеллектуал губернии из-за либеральности своих взглядов долгое время был под негласным надзором полиции.
Прежде всего из-за издательской деятельности в 1905 году Виктор Гошкевич был уволен с должности секретаря губернского статистического комитета. А в декабре того же года начальник Одесского охранного отделения ротмистр Васильев в донесении департаменту полиции характеризовал журналистскую деятельность Гошкевич как такую, которая «направлена против существующего режима». Больше всего чиновников возмущало то, что «Юг» широко извещал читателей о событиях 1905 года. 22 февраля 1907 года по ходатайству генерал-губернатора Давыдова в связи с «сомнительным политическим направлением газеты и личными взглядами Гошкевича» Херсонская городская дума отказала ему в разрешении на издание «Юга».
Закрытие газеты обернулось для Гошкевича материальным крахом. Имущество редактора было продано «с молотка», а человек, который так много сделал для города и Херсонского края, остался с семьей на улице.
После революции материальное положение Гошкевича улучшилось. Он принял непростое решение, несмотря на смену власти, быть аполитичным и работать над главным в то время делом в жизни — развитием музея. За добросовестный труд Гошкевичу впоследствии присвоили звание «Герой Труда» и даже как высококвалифицированному научному работнику специальную пенсию.
ЗА ВСЕ ВРЕМЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ «ЮГ» ЗАПРЕЩАЛИ НЕСКОЛЬКО РАЗ
Едва ли не самая большая «пауза» была с 25 января до 28 сентября 1906 года. Но это Гошкевича не напугало. Как только разрешили выход — издание опять в центре внимания из-за печати серии статей о преследовании интеллигенции. «В Херсоне продолжаются аресты интеллигентных людей. По сплетням, за последнее время были арестованы учителя земских школ: Олейников, Поляков, Жидкевич, Росинский, Бродецкий, Арсеньев, Арсеньева, Беймарт и Харченко...» — пишет «Юг».
Понимая положение, в котором находилась тогдашняя либеральная пресса, Виктор Гошкевич не писал на страницах «Юга» о преследовании журналистов или запрещении авторитетных изданий. По этому поводу он только иронизировал, в частности такими публикациями: «В Тифлисе, как сообщает «Рос.Тел.Аг.» разрешено издание газеты «Вперед». На случай закрытия газеты редактор возбудил ходатайство о разрешении ему издания газеты «Назад» («Юг» от 4 января 1906). А свое более чем полугодовое молчание в 1906 году объяснил читателям лишь двумя газетными строками — поздравлением с выходом: «Привет освобожденному «Югу!» — законная редакция «Елисаветградских новостей».
Последний номер газеты под редакцией Гошкевича вышел 25 февраля 1907 г. А уже через месяц «с молотка» были проданы права на издание, как и все печатное оборудование «Юга». С того времени Виктор Иванович принял непростое решение оставить гражданско-просветительскую работу. Он сосредоточился на науке, сохранив свой музей и сделав немало археологических открытий.
...Листая архивные подшивки газеты «Юг», понимаешь, что Виктор Гошкевич создавал газету, которая, дожив до наших дней, вероятно, могла бы стать в ряд с лучшими европейскими изданиями. Ведь еще столетие назад на первый взгляд провинциальное издание ставило перед собой задачи, которые сегодня не всегда ставит современная пресса в демократическом мире.