Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Привидение «охотника на ведьм» пугает западный мир

но Украину должны больше пугать воспоминания о ГУЛАГе
20 января, 2017 - 13:31
СУЩНОСТЬ РОССИЙСКОГО, ОН ЖЕ ТОТАЛИТАРНЫЙ МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВОМ — ПРИМЕНЕНИЕ МАНИПУЛЯЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ МАССОВОГО СОЗНАНИЯ / ФОТО C САЙТА IPRESS.UA

После падения фашистской Германии и после исчезновения с карты мира СССР, гуманитарии Запада пришли к выводу, что вместе с тоталитарными режимами умер и запрос на пропаганду. Авторитетные западные специалисты решили, что в демократических обществах не нужно (и нельзя) руководить массами с их особенным, коллективным сознанием, а нужно лишь оказывать информационную помощь в принятии самостоятельных решений отдельными индивидуумами, которые руководствуются в своих поступках собственной и осознанной волей. Согласно этой теории, вне тоталитарных режимов коммуникация из пропагандистской (манипуляционной) трансформируется в индивидуальную (информативную).

Конечно, в реальности пропагандистские методы управления обществом никуда не делись. Но они, с одной стороны, переместились в коммерческую сферу, а именно — в процесс навязывания потребителю товаров и услуг. С другой — начали использоваться западными государствами не для распространения вражды и деструктивных взглядов, как во времена тоталитаризма, а «лишь для того, чтобы делать доброе дело». Например, для продвижения идей толерантности, защиты окружающей среды, здорового образа жизни, антивоенных взглядов и тому подобное.

Самыми яркими примерами «позитивной пропаганды» является кампания против войны во Вьетнаме в конце 60-х— в начале 70-х годов в США; современная европейская кампания против расизма и ксенофобии и коммуникационное сопровождение климатических изменений.

Трагедия столкновения западного мира с реалиями современной России, в частности, как раз и заключается в том, что РФ, как оказалось, активно использует против всего мира инструменты пропаганды, которые там, на Западе, уже поспешили объявить исчезнувшими.

На самом деле любому украинскому специалисту из массовой коммуникации, кто ДЕЙСТВИТЕЛЬНО является специалистом, который ДЕЙСТВИТЕЛЬНО работал на руководящих должностях в избирательных штабах, или принимал участие в бизнес-войнах, очень странными кажутся таки взгляды западных специалистов в сфере коммуникации. Всем, кто работал в сфере коммуникаций на постсоветском пространстве, были известны методы работы с обществом российских политтехнологов и корпоративных пиарщиков, и они всегда — с начала 90-х до сих пор были и есть пропагандистскими и манипулятивными.

Сущность российского, он же тоталитарный метод управления обществом — применение манипуляционных технологий массового сознания. Для этой работы всегда имеет значение лишь достижение предварительно запрограммированного влияния на общество, а не реальные события или реальность в целом.

Именно эти правила и подходы Россия использует сегодня для пропагандистского наступления, которое наблюдается почти по всему свету.

В настоящий момент принято считать, что такие действия являются ничем иным, как частью гибридной войны.

Наверно, это так, когда заданиями такой пропаганды является, во-первых, навязывание своей точки зрения на события и процессы, или, говоря, профессиональным языком — своей картины мира правительствам и гражданам других государств, а во-вторых — попытка руководить процессами внутри третьих стран.

Мировую огласку приобрел обнародованный доклад спецслужб США, в котором речь идет о вмешательстве России в прошлогодние президентские выборы в США. В частности, отмечалось, что государственная пропагандистская машина РФ (в которую входят отечественные медиа и СМИ, направленные на общемировую аудиторию, например, RT (Russia Today), Sputnik и сеть квазигосударственных троллей) существенно способствовала «кампании по влиянию на выборы». В частности, как платформа для кремлевских месседжей: российские государственные СМИ и «тролли» высказывали все больше комментариев в интересах кандидата в президенты Трампа во время предвыборной кампании 2016 года в США и в то же время освещали Секретаря Клинтон с негативной стороны.

На 2017 год запланированы выборы во Франции, Германии и Нидерландах. И Европа готовится к противодействию российскому вмешательству в ход выборов, в частности, влиянию с помощью государственных СМИ РФ и «кремлевских троллей» на общество европейских стран.

Сегодня, как и раньше, главным принципом противодействия российскому гибридному наступлению европейцы называют кампанию противодействия дезинформации — опровержение фейков, распространение правдивых сообщений и повышение «информационного иммунитета» граждан — т.н. информационная гигиена и медиаграмотность.

Председатель Консервативной партии в нижней палате парламента Великобритании Дэвид Лидингтон говорит, что Россия прибегает к «разнообразным, очень утонченным тактикам дезинформации» уже в течение многих лет. Политик отмечает, что Кремль создал «новые агрессивные телевизионные каналы, чтобы запутать и дезориентировать международную общественность» и «армии онлайн-троллей, единственное задание которых, кажется, заключается в использовании сфабрикованных доказательств для обострения социальных медиа». По мнению Лидингтона, западные демократии должны «противостоять этой кампании дезинформации, но не пропагандой, а истиной».

Конечно, российские политтехнологи, которые давно и успешно манипулируют общественным мнением с помощью не лжи, а «полуправды» и интерпретаций реальных фактов, могут на это лишь улыбнуться.

Но противостояниям в медиа гибридная война не исчерпывается.

При желании, в качестве инструментов пропаганды можно использовать не только СМИ и троллей в социальных сетях. Сериалы, эстрадные концерты, телешоу, художественная литература и даже искусство — все эти продукты человеческого творчества могут быть наполнены пропагандистским содержанием.

Украина уже столкнулась с этим явлением продуцирования и продвижения на украинский рынок книг, фильмов, телепередач, которые отображают российскую точку зрения и рекламируют российскую действительность, это наша реальность. Понемногу украинские государственные структуры учатся противостоять этому нашествию. Но западные страны пока еще никак не справятся даже с начальным «домашним заданием» — с пропагандой в российских СМИ. Что будет происходить в их культурном пространстве, когда Россия решит системно влиять на общественное мнение Запада, например, через голливудские блокбастеры? (Будем считать, что в настоящий момент этого не происходит). Ответ простой: благодаря «привидению сенатора Мак-Карти» и его «охоте на ведьм» времен холодной войны США и Европа, побаиваясь запустить репрессивный механизм, дискредитировавший себя в начале 50-х годов прошлого столетия, еще долго не будут принимать никаких решительных действий, направленных на активное противодействие враждебной пропаганде в сфере культуры.

Соответственно, не стоит ожидать от американских и европейских чиновников и политиков четкой поддержки действий Украины, которые направлены на защиту от наступательных действий России в гуманитарной сфере. Но это не означает, что мы вообще не должны защищать себя.

В конце концов, в настоящий момент в Украине идет даже не «холодная», а настоящая война. И к тому же, пока прогрессивные деятели культуры в США страдали от репрессий за коммунистические взгляды, в Украине коммунисты отправляли в ГУЛАГ, кроме критиков коммунизма, тысячи невинных людей.

Наталья ИЩЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ