Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Пропаганда...

как фетиш, страшилка и терра инкогнита
2 сентября, 2016 - 11:22

Несколько предыдущих текстов я посвятила неадекватности украинского «медиасообщества». Но сейчас решила изучить, так сказать, другую сторону медали — пропаганду и пропагандистов.

Поводом для этого стал скандал вокруг фотографий, которые были сделаны в АТО советником (на тот момент) министра обороны.

Впечатления от конфликта — очень гнетущие.

Оказалось, что до сих пор, в третий год войны, пиаром-рекламой-пропагандой-агитацией в Министерстве обороны занимаются волонтеры-любители. Хотя это, безусловно, стратегическое направление.

Финансирование проектов в этой сфере, которая, бесспорно, относится к государственной безопасности, происходит неизвестно как и неизвестно кем.

Но наиболее неприятное открытие — многие активисты, журналисты и даже специалисты по коммуникациям в Украине и не думают о том, что является настоящей пропагандой. Знания об этом термине, в основном, базируются на мифах и собственных представлениях об этом явлении.

Причем отношение к пропаганде — диаметрально противоположно.

Журналисты боятся этого слова, как черт ладана. Кто-то, когда-то и почему-то (хотя я догадываюсь) научил наше медиасообщество, что пропаганда — это ложь и зло, и теперь эта идеологема сидит у них в голове и мешает объективно воспринимать реальность.

А некоторые пиарщики власти и информационные активисты где-то научились, что пропаганда — это также ложь, но... для добра.

Оба взгляда являются некорректными.

В действительности, пропаганда — это (всего лишь) целеустремленное влияние на общественное мнение.

Совсем не обязательно, чтобы в этом процессе было что-то «мефистофельское». Например, здоровый образ жизни или грудной метод выкармливания во всем мире именно пропагандируют. То есть, все зависит от целей.

Относительно знака уравнения между пропагандой и ложью.

Почему-то модно ссылаться на опыт советской пропаганды или даже Геббельса. Мол, они обманывали свои народы, но их пропаганда была суперэффективной. Но во времена Сталина и во времена Гитлера, соответственно, советские и немецкие граждане верили своему государству. Много того, что мы в настоящее время характеризуем как фейки и фальсификации, долгое время в сознании миллионов людей существовало как правда...и работало безотказно.

Такая же история с современным российским «распятым мальчиком». Этот жуткий образ влияет на тех людей, которые в него верят, и потому считают эту историю правдивой.

Есть такое высказывание, что правда — это то, во что я верю. Контраверсийно, но, в сущности, правильно. То есть, если вам верят — вы можете врать. Если ваш обман уже раскрыли, то желаемого влияния на этих людей вы уже осуществить не сможете. Причем не только с этой дискредитированной информацией — вообще с любым сообщением. Источник информации, то есть вы сами, тоже дискредитирован. Знаете сказку о мальчике, который кричал «Волки, волки»? Вот это именно о данной ситуации.

Нужно понять, что влияние на общественное мнение имеют только сообщение и картинки, которым люди верят, от источника, который люди считают таким, который не обманет. Достоверная информация и организация или человек, который вызывает доверие — основы всяких эффективных публичных коммуникаций. Это  аксиома.

Простите, что я вспоминаю эти прописные истины. Но скандал вокруг красивых, но сомнительных фотографий продемонстрировал, что этих основ социальных коммуникаций (а пропаганда — это часть этого процесса) в Украине почти никто не знает. (Хорошо, что об этом знает министр обороны, но, к сожалению, явно не вся его команда).

В условиях гибридной войны этот дефицит знания делает нас очень уязвимыми для враждебных пропагандистских спецопераций и ставит под сомнение наши возможности по контрпропаганде.

Наталья ИЩЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ