25 декабря 2015 года в Броварах улицу Гастелло — советского летчика и мифологизированного персонажа времен Второй мировой — впервые в Украине назвали именем исследователя Голодомора Джеймса Мейса. Позже, 11 марта, улица Мейса наконец появилась и в Киеве — в Соломенском районе вместо улицы Коллективизации.
Возглавляемая Мейсом комиссия США по исследованию голода в Украине, созданная по требованию украинской диаспоры, первой в мире, среди прочего, признала, что голод в Украине был искусственным и вызван максимально возможными изъятиями продуктов питания у сельского населения, но никоим образом не засухой, а счет количества жертв трагедии идет на миллионы.
Благодаря ему, «человеку правды», мир узнал о страшном геноциде украинцев — Голодоморе 1932—1933 годов. Именно Мейс предложил, чтобы в Национальный день памяти жертв 1933-го «каждый гражданин этой земли, где почти каждая семья потеряла кого-то из близких, зажег в своем окне свечу в память об умерших». Джеймс Мейс был автором «Дня», редактором англоязычного дайджеста The DAY, и ежегодно наше издание в мемориальные дни отмечания годовщин Голодомора и по инициативе главного редактора Ларисы Ившиной вручает премию «За гражданскую позицию в отрасли публицистики» имени Джеймса Мейса.
4 мая телеканал «Россия» выпустил большой сюжет, в котором осуждается переименование улицы и ставится под сомнение его целесообразность. Не секрет, что их пропагандистская машина делает ставку на перекручивание истории, сращивание культа «победобесия» и сталинизма. В этот раз они подняли тему декоммунизации в названиях украинских улиц. Называя «белое» — «черным» и подавая инициативу в негативном ключе, они разоблачают, что события являются стратегически важными.
Почему эти «журналисты» легко получают аккредитацию в Украине? Почему, имея право работать здесь, обливают грязью светлую память выдающихся ученых и всегда остаются не наказанными? Используя инертность украинских медиа, пропагандисты уделяют много внимания интерпретации фактов в свою пользу. В то время как украинские журналисты не замечают потенциально опорных точек дискурса. О фигуре Джеймса Мейса в истории и почему важно поднимать эту тему в украинских медиа, рассказывает Владимир Вятрович, директор Института национальной памяти в Украине:
«Я рад, что на присвоение улицы имени Джейса Мейса СМИ частично отреагировали, распространяли эту информацию, в частности — газета «День», с которой были тесно связаны жизнь и судьба Мейса. Переименованием улиц и другими памятными мероприятиями Украина отдает дань уважения тому человеку, который сделал чрезвычайно много для украинской истории и народа, донося миру правду о Голодоморе. Меня абсолютно не удивляет позиция российского канала. Тема Голодомора является одной из ключевых в понимании советского времени, одного из ключевых преступлений тоталитарного режима. И никакая информация об этом преступлении не воспринимается российской властью, которая пытается построить свою идеологию на реабилитации того времени.
Джеймс Мейс был известным антисоветчиком еще в советские времена. Для них он был объектом нападения собственно из-за своей работы в комиссии по изучению Голодомора. Конечно, чествование такого человека не воспринимается современной российской властью, которая пытается говорить только о больших достижениях советской власти, закрывая глаза на ее преступления.
Но для меня это, скорее, сигнал следующего — то, что мы делаем в вопросе почтения памяти Джеймса Мейса, — очень правильно. В условиях информационной войны СМИ должны больше писать и говорить о введении в публичный дискурс новых имен — настоящих героев Украины. И думаю, что собственно сам факт переименования улицы в Киеве и в других населенных пунктах является еще одним элементом противостояния информационной агрессии со стороны Российской Федерации. Это — то, на что Россия не имеет никакого влияния, и ей остается только распространять лживую информацию о недопустимости этого».