Нынешние споры о свободе слова, как правило, касаются лишь политической журналистики, то есть свободы трансляции (публикации) того или иного политика, партии, силы. Тем не менее, фон, на котором разворачиваются политические новости, практически не поддается анализу, хотя и вызывает достаточно негативную реакцию критики. Поэтому анализ этого фона как с точки зрения воздействия на массы, так и с точки зрения технологии его возникновения необычайно интересен и позволит ответить на многие вопросы современного становления и будущего украинской журналистики в целом.
Идолом для современного ТВ является рейтинг. То есть, чем больше человек смотрят тот или иной канал, тем считается лучше. Высокорейтинговые каналы имеют больший рекламный бюджет, а, соответственно, имеют большую прибыль. Каким способом отечественные каналы привлекают зрителей? Рецепт достаточно прост — создается яркая картинка, на которую зритель обязательно обратит внимание. Остается только нащупать ниточки, за которые ТВ дергает зрителей через экран, а потом можно делать кислые прокладки в виде рекламы и новостей. То, что последнее будет кисло, многие не сомневаются. Достаточно посмотреть один выпуск новостей или сто раз одну рекламу. Даже самые лучшие образцы вышеупомянутой отечественной продукции не выдержат подобного теста. Значит, основной удар необходимо делать на развлекательный жанр, чем, собственно, отечественное ТВ и занимается. Поэтому и посмотрим на телевизионное варево не глазами эстетствующего интеллигента («Фи, как безвкусно!»), а глазами психолога. Итак, какую реакцию ожидает отечественное ТВ от зрителя, и главное, к каким действиям этого зрителя вдохновляют.
Судя по всему, на отечественном экране вовсю бушует Фрейд. Экран либо хочет показать скрытые желания, либо пользуется техникой вытеснения. Скрытые желания проецируют всевозможные сериалы с резиновыми мальчиками и девочками, картонными страданиями в мягких обложках и тому подобное. Вся это продукция в основном западного производства. Там о Фрейде узнали значительно раньше и давно не связывают понятие счастья со строительством узкоколейки и подбитым немецким танком. Следы этого дают себя знать и сегодня. Отечественное ТВ мечту показать не может — как-то куце получается. Ведь передать алкогольное опьянение по ТВ невозможно, а далее, возможно, в силу менталитета, мысль почему-то не забирается. Любовь к женщине в отечественной телекухне давно перешла в разряд недорогих банальных удовольствий, а потому, в лучшем случае, легкий флирт оставлен только молодежной аудитории. Кстати, падение либидо в отечественной телеиндустрии говорит уже о многом. Тут автор полностью согласен с господином Тихолазом — неумение найти место эротике в повседневной жизни, и в частности, спроецировать на экран, равносильно автоматической неинтересной жизни, лишенной всякого творчества. Если идеал не формируется, если его заменяют эрзацы извне, то можно говорить о серьезных душевных комплексах. То есть, отечественное ТВ во всю закомплексовывает доверчивых украинских граждан, содействует возникновению у них комплекса национальной неполноценности. И дело тут не в том, на русском или украинском языке говорят пляжные мальчики и девочки, а в том, что ни обстановка, ни проблемы ничего общего с реальными событиями в данной стране не имеют. Более того, они мало имеют общего и с событиями в тех странах, где произведены. Бульварная литература, как и мыльное ТВ, очевидно будет всегда, но вот в книжном магазине всегда можно купить и «тяжелую артиллерию» в виде классики, другой серьезной литературы, чего нельзя сказать о голубом экране. Другими словами, экран делает из людей обывателей, живущих в определенном параллельном мире грез, слабо приспособленных к реальной жизни. Хочу подчеркнуть, что автор отнюдь не призывает к выдворению сериалов из программ, точно также, как и выдворения бульварной литературы из книжных магазинов. Просто автора пугают пропорции бульварщины и серьезного ТВ. Пугают не из эстетических соображений, а из соображений психического здоровья. Тут, как в питании — многие компоненты не являются вредными сами по себе, но неправильная пропорция может привести к тяжелым заболеваниям.
Важно понять социальный срез проблемы создания положительных образов — в стране уже больше десяти лет идут реформы. При этом большая часть населения в эти реформы почему-то не включена и представляет скорее жертвы этих реформ, чем их двигатель. То есть, в отличие от стабильного общества, современное украинское требует большей социализации, создания условий, при которых большинство не только парламента, а и общества в целом, сможет обеспечить себе нормальную жизнь. Для этого нужны определенные маяки, источники информации, платформы для обсуждения, образы для понимания. Что же предлагает современное ТВ, кроме несбыточных грез, исполнение которых невозможно в украинских реалиях? Вытеснение по Фрейду. Это может быть насилие, катастрофы, криминал (в отечественном исполнении чернуха), а может быть беспричинная веселость в виде всевозможных «гусаков». Первое вытесняет своей неприглядностью. Страх неплохой вытеснитель, и окунувшись в виртуальные ужасы, а также в проблемы не имеющих реальных аналогов псевдокриминальных героев, обыватель теряет окончательную ориентацию. Тут опять важна пропорция. Одно дело, когда вы идете в парк на аттракцион «Комната страха», другое дело, когда этот аттракцион идет по всем каналам в прам- тайм, и вы можете отдохнуть, только выключив телевизор. Тут появление похожих сюжетов в новостях вызвало бурю протеста, но ведь такую же бурю протеста вызывают похожие фильмы и передачи, которые, как по команде, идут по всем программам. Только в первом случае стоит вопрос об отношении к политикам, а в другом, к телезрителям (т.е. к гражданам). Практика показала, что это не одно и тоже. Другой атакой на телезрителя являются передачи, «делающие юмор». Это тоже вытеснение — если в ужастике или боевике телезритель психологически сливается с Джеймсом Бондом (Беней Криком), то в «Скрытой подлянке» он образно сливается с профессиональными подлянщиками и от души смеется над согражданами. Такое количество подлянок, которое отечественное ТВ вылило на головы обывателей, может сравниться разве что с аналогичными действиями всех украинских правительств. И остается только догадываться, почему подлянщиков не отмечают государственными наградами. Но, кроме шуток, психологический процесс вытеснения означает отстраненность от ситуации, а значит, телезрителя опять уводят за нос от реальной жизни. Таким образом, информационный фон все делает для того, чтобы обывателя запутать, не дать ему никаких ориентиров в реальную жизнь, а этим, собственно, всегда занималось Великое искусство. Но современное ТВ такими глупостями не занимается. Оно занимается коммерцией, а точнее, продажей интересов обывателя. Именно такая идеология современного ТВ.
Даже если предположить (теоретически), что новости дают объективную картину мира, то их восприятие все равно будет трансформировано сквозь призму общего фона, сквозь желание создать виртуальный мир, абсолютно не похожий на реальный. Этот мир никогда не будет заниматься проблемами достоинства человеческой личности, ее выбором, ценностями. Возможно, что тут большую роль играют пробелы в психологическом образовании многих людей, от которых зависит телевизионный продукт и выход в эфир. Совершенно ясно, что о Фрейде они имеют некоторые понятия. Но воззрения Фрейда имеют столетнюю давность. Принцип удовольствия, стремление к нему не является уже краеугольным камнем для множества психологических учений. Так, например, Альфред Адлер (1870 —1937) ввел в психологию понятие социального чувства. То есть, по мнению психолога человек должен ощущать общественные процессы, активно строить их. Общество в понятии Адлера не выглядело клеткой, а человек не был зверем, в нее посаженным. Комплексы, по Адлеру, образовывались не столько от воздействия общества, сколько от невозможности личности гармонично существовать в этом обществе. То процесс рассматривался как двусторонний.
Если посмотреть на современное ТВ с точки зрения Адлера, то можно смело сказать, что социального чувства оно лишено начисто. Репортеры в новостях не являются социализаторами (и не могут ими быть!), а аналитика и публицистика находятся в таком плачевном состоянии, что никакой существенной помощи оказать обществу не могут. Впрочем, некоторая социализация на ТВ все же представлена. Есть, например, несколько передач о малом бизнесе. Но на кого они рассчитаны? На человека с психологией отца Федора Вострикова. Много ли таких в Украине? Социологические опросы показывают, что законопослушных стихийных либералов где-то 2%. Остальные не ставят целью своей жизни иметь свечной заводик, кафе, прачечную. История Федора Вострикова — убедительный рассказ о том, что малый бизнес может существовать только параллельно с большим. А большому бизнесу социальное чувство просто необходимо, ведь он концентрирует большие массы рабочей силы. Получается, что украинское ТВ идет против идеологии большого бизнеса, серьезных проектов, решительных преобразований. И если тиражируется идеология мелкохватательных рефлексов, то стоит ли обижаться на невнимание со стороны общества? Эрих Фромм (1900 — 1980) назвал учение Фрейда психологией нищих, то есть людей, сосредоточенных на своих ощущениях, но не на своей личности. Он ввел понятие «плодотворность», что также означает социальную реализацию человека. Человек рыночный для Фромма такая же неплодотворная ориентация, как и авторитаризм, стяжательство, мазохизм. По Фромму рыночный человек поверхностен, лишен индивидуальности, мужества, беспринципен. Подобный человек уничтожает свою личность в обмен на сиюминутные выгоды. В этом плане рыночный человек такой же конформист по натуре, как и тоталитарный человек (совок).
Таким образом, многое от совковой идеологии (не высовывайся, действуй из- за угла, имей двойные стандарты, приспосабливайся) было украинским населением, не без помощи ТВ, перенято. Тут сложно сказать, то ли политики переняли эту психологию у масс, то ли массы переняли подобное у политиков, но коммуникацию этого процесса осуществляло телевиденье. И не поставило ни одного фильтра. Идеология мелкого стяжательства, которым посыпан почти любой шедевр отечественного ТВ (в том числе и новости) явно стоит на дороге общественного развития. В результате имеем беспринципную, но «доходную» журналистику, бедную страну и терзающихся комплексами политиков. Поскольку информационная система чужда принципам гуманистической психологии, то она и не гуманна, а мечтает выжать из зрителя последнюю копейку. Но то, что не в деньгах счастье, знал уже и Фрейд.