В некоторых странах (например, в Великобритании) вообще нет журналистских вузов. В других (например, в Германии) они менее престижны, чем любое другое специализированное образование. В Украине есть факультеты журналистики, и достаточно престижные. Но их выпускники и квалифицированные журналисты у нас по-прежнему — «две большие разницы».
Поэтому очередной вопрос «Дня» мы сформулировали следующим образом:
— КАК НА ТЕЛЕКАНАЛАХ РЕШАЕТСЯ ПРОБЛЕМА ПОПОЛНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ КАДРАМИ? ПОМОГАЕТ ЛИ ЭТОМУ УВЕЛИЧИВШЕЕСЯ ЧИСЛО ПРОФИЛЬНЫХ ЖУРНАЛИСТСКИХ ВУЗОВ?
Владимир ГОРПЕНКО , доктор искусствоведения, декан факультета журналистики и телеискусства Международного университета лингвистики и права:
— Новые люди, которые пришли и приходят сейчас на каналы, сегодня сразу изменить политику канала, глубоко убежден, не могут. Должен быть определенный инкубационный период адаптации для молодых журналистов, ведущих, режиссеров, операторов, чтобы они могли по-настоящему заявить о себе. К превеликому сожалению, такого инкубационного периода — периода дообучения — ни один телевизионный канал на сегодняшний день практически не имеет, а эту проблему им нужно решить. Без этого успеха не будет.
Для большинства, кроме сельчан, лето — время определенной легкомысленности. Для телевизионщиков — время ответственных размышлений. Вскоре зритель вернется к стабильному режиму бытия, следовательно, к своему любимому телевизору. Поэтому хочется встретить его экранными обновками. Экранные обновки — это новые идеи, следовательно, и новые люди. Одна из самых жгучих проблем нашего телевидения — нехватка ярких личностей. Это характерно практически для всех каналов — от ведущих до самых малых. Развлекательный уклон, который вот уже десятилетие держит украинского зрителя в тисках объедков, часто с заниженными критериями вкуса, требовал ловких, а не глубоких журналистов и ведущих. Время внешней яркости, определенной балаганности проходит. Хочется верить, что зритель нуждается уже в аналитике. Как это ни парадоксально, но наибольшие основания надеяться на принципиальное обновление дает Первый национальный канал. На его экранах появился ряд вдумчивых ведущих, это особенно касается новостийных программ, которые способны воплотить новые идеи. Новациями, на мой взгляд, должен взорваться «Тонис», несколько «засиделся» «Гравис», каким-то нерешительным выглядит ТЕТ.
Александр СЕМИРЯДЧЕНКО , заместитель главного редактора информационной службы канала ICTV:
— Информационная служба ICTV постоянно ищет новые имена и лица, независимо от времени года. Замечу, что на сегодняшний день репортерский состав редакции новостей значительно отличается от того, который начинал делать «Факты» на обновленном ICTV, хотя кадровый каркас сохранился. Сейчас редакторы информационной службы работают над тем, чтобы сделать репортерский коллектив небольшим, но полностью профессиональным, устоявшимся и прочным. Чтобы в новостях не было полурепортеров и все журналисты-новостийники работали на полных оборотах, находясь при этом под надежной защитой своей телекомпании. Соответственно, информационная служба ICTV будет модернизироваться: мы живем в условиях рынка, поэтому сильные репортеры будут вытеснять более слабых, которые работают не достаточно эффективно. Мы следуем интенсивной модели работы редакции, когда репортаж в новости делает один репортер, а не авторский коллектив, когда журналист сам ищет информацию и темы для своих сюжетов, создает новое качество события или явления.
Ежедневно в редакцию приходят два- три человека со стремлением работать. Сейчас мы рассматриваем около 30 резюме, в том числе журналистов, которые работали или работают в других телекомпаниях — как областных, так и общенациональных. Т.е. скамейка запасных информационной службы нашей телекомпании весьма длинная. Правда, пока на работу не взяли никого, ведь планка качества наших новостей поставлена довольно высоко, поэтому и отбор жесткий.
Специальное образование в кадровом поиске для нас не играет решающей роли. Мы осознаем, что журналистские вузы очерчивают только азы ремесла, все другое — талант, который или есть, или его нет. Поэтому потенциальным репортером может быть и выпускник института журналистики, и Киево-Могилянской Академии. Кандидат на работу в новостях ICTV должен доказать сначала и потом подтверждать ежедневно свой профессиональный уровень. Кстати, в нашей редакции далеко не все репортеры имеют журналистское образование. Скажем, шеф-редакторы «Фактов» Орест Ребман и Богдан Харахаш — историк и политолог, а наши специальные корреспонденты Сергей Швец и Евгения Стулова — выпускники Киево-Могилянки.
Евгений ГЛИБОВИЦКИЙ , «1+1»:
Интересно взглянуть на общие тенденции на рынке труда. Первое, что бросается в глаза, — это большое количество незаполненных вакансий и в то же время большое количество безработных специалистов. Это объясняется, как мне кажется, двумя объективными и одним субъективным факторами. Во-первых, качество знаний и квалификации выпускников профильных вузов и факультетов остается неудовлетворительным. Выпускники часто беспомощны не только в простых вопросах технологии медийного производства, но и не представляют себе своей работы, обязанностей, прав и тому подобное. Это уже не говоря о моментах профессиональной этики и своего общественного статуса, который возлагает дополнительную ответственность. В то же время выпускники перегружены огромным количеством ненужной информации, которую они вынуждены изучать и, соответственно, сдавать по предметам экзамены и зачеты. Система журналистского образования, в подавляющем большинстве своем, осталась советской, преподавательский состав и администрация — это часто люди вчерашней квалификации и тенденции к изменениям не видно. Как следствие, рынок демонстрирует парадоксы: «двоечники» из журфаков, или те, кого отчисляли по несколько раз, или вообще люди без соответствующего образования нередко становятся лучшими специалистами, чем вышколенные дипломированные выпускники. Причина простая — у них годами или не воспитывалась зашоренность, или они такое воспитание игнорировали. Случается, что преподаватели разных поколений дают противоположные установки своим студентам, и эта дезориентированность на фоне отсутствия общепринятых профессиональных стандартов в украинских медиа заканчивается пещерным непрофессионализмом, который процветает в отечественном ТВ.
В то же время часто каналы не могут заполнить соответствующие вакансии просто из-за отсутствия квалифицированных специалистов на рынке. Людей приходится учить на практике, что обходится довольно дорого, и эффективность такого образования имеет свои побочные последствия — срывы процесса производства, необходимость концентрироваться на вопросах, непосредственно не связанных с работой и тому подобное. Кроме того, неустойчивость рынка труда и отсутствие эффективного медийного профсоюза приводит к слабой социальной защищенности журналистов, а даже те примитивные условия труда, которые определены соответствующими законами просто не выполняются работодателями (например, 34 дня оплачиваемого отпуска, условия работы и тому подобное). Это — временное явление периода «дикого капитализма», но его нужно пережить.
С другой стороны, прямая цензура, введенная на большинстве телеканалов и в печатных изданиях, искажает рынок труда. Изгнанный «по указанию сверху» вольнодумный специалист кроме прямого преследования может иметь проблемы с дальнейшим трудоустройством. Как следствие, часто выжитые с рынка квалифицированные специалисты вынуждены менять профессию. Те, кто не смог себя найти, часто спиваются или радикализуются.
Спроса на изменения (кроме желания самих журналистов) нет. Ситуация на медиарынке устраивает основных властных игроков и большинство медийных менеджеров. Поэтому ожидать существенных изменений в отрасли можно только вследствие ощутимых политических изменений и либерализации законодательства в сочетании с его неуклонным соблюдением .