После изменения политической ситуации в стране снова активизировались дискуссии о разгосударствлении СМИ (см., например, «День» за 11. 03. 2005). Но бойкот процесса разгосударствления низовой прессы может быть вызван элементарным нежеланием районных журналистов взять на свои плечи всю полноту ответственности за дальнейшую судьбу своих газет. Еще бы! Пока районки имеют статус коммунальных (государственных) изданий, кое-какая поддержка со стороны местной власти, являющейся соучредителем подобных изданий, гарантирована.
Да и готовы ли районки к трансформациям? Взять, например, рекламу. Начну с «крамольной» мысли: большинство районных газетчиков (в том числе и часть моей команды), по совдеповской привычке, зарплату получает, а не зарабатывает, как это должно быть. Если, например, месячный бюджет редакции составляет 12 тыс. грн., то ее работники должны зарубить себе на носу, что все вместе они должны ежедневно зарабатывать по 500 гривен — не больше и не меньше. И когда кто- то будет зарабатывать за день, скажем, не всю, а только половину распределенной на него доли суммы, то этот человек, который работал вполсилы в течение 24 рабочих дней, соответственно и заработает из своей зарплаты половину, а не получит ее в полном объеме, как это было раньше.
Если не сегодня-завтра «ударит гром», и Кабмин издаст постановление о разгосударствлении, а Верховная Рада быстро его одобрит, райсоветы и райгосадминистрации отойдут от участия в финансировании газет, то чесание затылков на предмет — заниматься или не заниматься рекламой — для районок будет подобно приговору. Часть из них однозначно погибнет. Их место займут новые, более динамичные издания. Они будут печатать много рекламы, советов, справок, расписаний движения транспорта, будут добавлять к этому немного информации — и им будет достаточно буквально 6-10 месяцев, чтобы заткнуть за пояс, а то и «съесть» официальную районную газету с ее раздутым штатом, неумением заниматься маркетингом газетного рынка и зарабатывать деньги, следить за тенденциями развития СМИ и просто — нежеланием быть современными.
Как сообщил начальник управления по делам прессы и информации Черкасской облгосадминстрации Николай Костецкий, из 20 коммунальных районных (горрайонных) газет края, по итогам 2004 года, только 7 имели поступления от рекламы более 50 тыс. грн., что составляло в среднем почти половину бюджетов вышеуказанных газет.
Конечно, финансовой модели, которую взяла на вооружение черкасская «великолепная семерка», далеко до западных, при которых доля от рекламы составляет около 80% бюджета периодических изданий, однако 40-45% — это уже что-то. Но вряд ли смогут «въехать на белом коне» в местные медиа- магнаты сразу после разгосударствления даже первые семь газет. А другие районки Черкасщины — и подавно. Для них риск быть накрытыми волной жесткой конкуренции весьма высокий.
Они уже идут, эти новые газеты — более лаконичные, более агрессивные, более деловитые. Они не клянчат у власти дотаций. Они знают, как зарабатывать деньги. Они умеют это делать. В том же экс-шахтерском городке Ватутино около года выходит частная газета «Все про все» и уже имеет разовый тираж 3000 экземпляров (!). На ее фоне «Місто робітниче» со своими 600 экземплярами просто отдыхает. Рецепт? Реклама, частные объявления, программа ТВ, полезные советы, иногда — местечковые истории. Тираж — на среднеобластном уровне, ощутимые прибыли с рекламы, частных объявлений, розничной торговли, с подписки — и все это за год! Вместе с «Все про все» высший пилотаж в области коммерческого газетоиздания показывает уже третий год подряд «Пропозиція» из Шполы.
Новые газеты не изобретают колеса, не шпигуют читателя информацией трех-, четырех-, пятидневной давности, не изображают из себя великих публицистов, не пишут глубокомысленных материалов наподобие «С сессии районного совета», не расширяют штаты. Их структуры компактные — 2—3 человека, они дают читателю именно то, чего тот хочет. Это ремесло. Это ежедневное (или еженедельное) «вытачивание детали». Но эта деталь ликвидная. Она продается, она пользуется спросом. За нее, в конце концов, люди платят реальные деньги. Нет, они еще не на коне, эти новые газеты. Но если они прожили год, два, три — то выживут и дальше. Они прорвутся. А традиционные районки? Неужели таки — с сумой под заборами?
КОММЕНТАРИИ
Станислав ЖУРИЛО , главный редактор областной частной газеты «Вечірні Черкаси»:
— Районки были, есть и, без сомнения, будут. Но, возможно, не те. Прежде всего, новые районки после разгосударствления избавятся от лишнего штата. Три универсальных сотрудника — идеальный формат для подобных газет. Реклама — неотъемлемая часть функционирования низовой прессы. Кто не будет заниматься рекламой и не доведет ее долю в бюджете хотя бы до 25% — обречен на вымирание. На смену редакторам, которые любят поприсутствовать на всяческих собраниях, написать о никому не нужном мероприятии большую статью, придут жесткие и рациональные менеджеры. Журналисты будут писать не о том, что интересно им самим, а о том, что интересно читателям. Так обстоит дело во всех западных странах. Так было совсем недавно в Польше. Так будет скоро и у нас.
Николай КОСТЕЦКИЙ , начальник управления по делам прессы и информации Черкасской облгосадминистрации:
— Думаю, связка «власть — пресса» в случае разгосударствления, возможно, кое-где будет нарушена, но в большинстве своем останется рабочей. Как ни крути, а тем же райсоветам, горсоветам или райгосадминистрациям трудно обойтись без газет ныне, и не менее сложно будет в будущем. Сообщения, объявления, интервью, статьи, отчеты от них — думаете, все это канет в Лету? Не думаю. Просто отношения приобретут партнерский характер, а не будут строиться, как раньше, по принципу «начальник — подчиненный». Теперь большинство газет активно заключает с местными советами и администрациями договоры на денежное возмещение за освещение в СМИ их деятельности. Власть отвечает на предложения редакций. В договорах прописываются конкретные расценки за конкретную газетную площадь. Если так, то вскоре отпадут вопросы, кто кому служит, кто кого держит на коротком поводке и тому подобное. Напечатал в газете статью — редакция подсчитала ее по договорному тарифу — плати деньги.
По моему мнению, сложнее будет с помещениями, которые занимают редакции. После разгосударствления приватизация зданий возможна, как толкует закон, только двумя путями: или акционированием, или продажей на аукционе. Вряд ли районкам это будет под силу. Здесь они, действительно, могут оказаться на улице. Ведь помещение — это база, основа. Поэтому уместным был бы третий путь: передать помещение редакциям бесплатно или разрешить редакционным коллективам выкуп по льготной цене или рассрочке на длительный срок. В глубинку, в наиболее отдаленное село центральных и областных газет доходит очень и очень мало. Сюда добираются только районки. Не помочь им при разгосударствлении, бросить на произвол судьбы — грех. Новая власть здесь не должна допустить ошибки.
Людмила МОРЕНКО , главный редактор газеты «Надросся», г. Корсунь-Шевченковский:
— Думаю, в медиа-магнаты, даже местного масштаба, нам, районным журналистам, еще рано. Однако готовиться к разгосударствлению газет, а не сидеть, сложа руки, мы просто обязаны. И способов здесь не так уже и много, раз-два и обчёлся. Самый главный из них — реклама. Хотим мы или не хотим, а жизнь заставляет газетчиков заниматься рекламой. Искусственно создавать при райгазетах рекламные отделы или даже рекламные агентства, думаю, преждевременно. Достаточно единодушной настроенности коллектива. Конечно, создать ее обязан, в первую очередь, редактор. В нашем коллективе такая настроенность есть. Рекламой занимаются все журналисты. Издаем специальные страницы, пишем имидж-материалы. Для столичных газет это, возможно, очевидные вещи. А для нас — открытие мира. Зато как приятно сесть и подсчитать деньги, заработанные собственными руками. В прошлом году мы получили от рекламы почти 90 тыс. грн. В то время как в 1999-м было каких-то неполных 12 тыс. грн. Кроме рекламного «прироста» имеем неплохой разовый тираж — почти 4000 экземпляров, и он, кстати, ежемесячно растет. Нам хотя и страшно пускаться в самостоятельное плавание, но мы не собираемся идти на дно. Кто активно будет работать руками, пером, головой — тот выплывет и займет свое место под солнцем.