Применительно к телевидению, особое значение имеет такой раздел этой философии, как теория гиперреальности, которую создал французский философ Жан Бодрийар. Гиперреальность — это виртуальная реальность, которая, опираясь на наши предрассудки, хочет казаться более реальной, чем настоящая. Она обладает как бы «избытком» реальности, который никому не нужен и действует на нормальную реальность разрушающе. Сущность реальности — быть. Сущность гиперреальности — казаться. Реальность производит, гиперреальность — симулирует. Она маскирует отсутствие реальности. Реальность — это творец, производитель. Гиперреальность — актер, диджей, шоумен.
В этом смысле показательна вот какая тенденция: все большую популярность в мире приобретают телевизионные шоу, построенные по принципам так называемого «реального телевидения». Это когда все происходящее на экране имитирует жизнь, «маскируется» под нее с большой степенью достоверности. Это когда телевидение моделирует, а вернее ретранслирует реальный, вырванный из жизни ее кусок. Это когда все телесобытия имеют — с одной стороны — как бы документальную основу: то есть все видимое на экране действительно случается в настоящей жизни с реальными, вполне обычными людьми. С другой стороны, ситуации, в которые попадают эти люди, и предложенные им условия — смоделированы авторами и создателями телепрограммы.
В авангарде мирового движения reality TV, естественно, выступили американцы. Именно их версия проекта «Выживший» («Survivor») стала первым удачным опытом слияния двух медиа-гигантов — компании Viacom и телесети CBS и завоевала огромную популярность телезрителей. Хотя «реальное телевидение» давно обрело статус интернационального и даже интерконтинентального явления — на протяжении последних двух лет покоряет зрителей по обе стороны океана. «Survivor» с успехом идет на ведущих телеканалах Швейцарии, Бельгии, Испании, Италии, Германии, Аргентины.
Самые популярные реальные игры сезона 2000—2001 года: «Выживший» («Survivor») и «Большой Брат» («Big Brother»). Суть обеих игр сводится к тому, что обыкновенные люди, поставленные в необыкновенные условия, на глазах миллионов телезрителей демонстрируют дарвиновский принцип выживания в погоне за кругленькой суммой денег.
Теперь «реальное телевидение» внедряется в украинский телеэфир. Канал «1+1», постоянно стремящийся быть «на гребне» современности, очевидно, почувствовал в себе силы взяться за столь сложный с технологической и творческой точек зрения проект.
Совместно с российским ОРТ канал «1+1» с осени 2001 года запускает в производство свою версию «Выжившего». Наш аналог зарубежного телехита называется «Последний герой». Стоит отметить, что на игру попадают вовсе не «спецназовцы», выведенные селекционным образом специально для подобных шоу, а обычные люди, прошедшие отбор в Украине и России. В течение 39 дней команда из 16 человек, 8 из которых — россияне, а 8 — украинцы — будут бороться за свою жизнь и за сто тысяч долларов предположительно на острове Бокас дель Торо, в архипелаге Атлантического океана, на границе Панамы и Коста-Рики. Все острова этого архипелага абсолютно необитаемы и отдалены от человеческих жилищ десятками километров океана… Участникам «гонки» придется самим изощряться в добыче пищи, воды, и беречься от притязаний хищников, коих на островах водится в изобилии. Кроме того, раз в три дня племя «последних героев» проводит тайное голосование, и самые конфликтные или неподходящие по настрою члены островного общества покидают игру.
Еще одно испытание для героев — постоянное присутствие камер, с помощью которых зрители «1+1» и ОРТ будут наблюдать за ходом игры, за перипетиями их борьбы за существование и за каждым шагом оставшихся один на один с дикой природой и отрекшихся от всех благ цивилизации, островитян.
Скорее всего, «лицом» этого суперпроекта «1+1» и ОРТ станет новая культовая фигура молодого российского кино, «всем братьям брат» Сергей Бодров-младший.
Именно Сергей Бодров-младший и 16 «последних героев», благодаря каналам «1+1» и ОРТ, окунут аудиторию Украины и России в жесткий экстрим «реального» телевидения. А оттуда уже и до бодрийаровской гиперрреальности рукой подать. Ведь с одной стороны, ТВ неразрывно связано с реальной жизнью, с насыщенным информационным потоком современности, реагируя на него и отражая его, с другой стороны, используя «материалы жизни», ТВ создает иной, как бы «параллельный» мир — зачастую более яркий и интересный. Постмодерн, знаете ли!
Пресыщенность зрителя информацией провоцирует необходимость «массированных атак» на массовое сознание — вот она сущность всего экстремального (читай, необычного, непривычного, удивительного) на телевидении. Так что культивируйте свое чувство реальности — не заблудитесь в интересном.