В связи с отставкой правительства В. Ющенко — с одной стороны, а с другой — в связи с созданием по президентскому указу рабочей группы по определению основ отечественного Общественного ТВ небезынтересным, разумеется, является вопрос о целесообразности сохранения прежней системы управления государственными теле- и радиовещанием. Насколько она эффективна, с каким КПД работал в течение последнего года Госкомитет по информационной политике, телевидению и радиовещанию, какие проблемы высветила его деятельность? Свое видение этих вопросов сегодня в «Дне» представляет известный тележурналист, в свое время занимавший различные руководящие должности в системе гостелевидения, Иван Мащенко. Сейчас Иван Гаврилович является советником председателя Нацсовета по вопросам ТВ и РВ. Как обычно, «День» готов опубликовать и другие мнения по этим проблемам в порядке дискуссии.
Думается, не совсем правы те, кто в своих суждениях по поводу правительства В. Ющенко преподносит его как монолит. Скорее, это стенка, сложенная из разнообразных кирпичей. И теперь, когда речь идет о демонтаже этого сооружения, стоит детальнее присмотреться к отдельным ее составляющим. Внимание автора статьи привлек тот камень, на котором значилось: «Государственный комитет информационной политики, телевидения и радиовещания».
Так уж случилось, что именно этот кирпич изначально состоял из двух выщербленных половинок: собственно той, которая именовалась «информационной политикой», и другой — «телевидение и радиовещание». Поскольку прежде это были два самостоятельных ведомства, которые именно весной 2000 слились в единую структуру. Уже с самого начала правомерность такой операции была под вопросом, ведь неизменность Гостелерадио гарантировалась Конституцией Украины. Но чего не сделаешь ради целесообразности...
В непростом процессе «реорганизации на марше» самой важной была кадровая проблема. Но именно это, по оценке специалистов, и стало ахиллесовой пятой новообразованного Госкоминформполитики. Неофиты у руля ведомства в сочетании с мало профессиональной командой аппаратчиков резко снизили планку реализации амбициозных замыслов главного рулевого реорганизации отечественного информпространства, известного поэта и политического деятеля Ивана Драча. Поэтому нереальным оказалось говорить о главном назначении «министерства правды» (как нередко именуют свое ведомство чиновники с Прорезной, 2) — то есть о разработке концепции государственной информационной политики. Вот свежий пример: недавно из этого Комитета в адрес многих структур поступил проект Информационного Кодекса. Но пересмотрев фолиант из 250 страниц, специалисты не нашли в нем ничего иного, кроме репринтизации всех существующих законов из информационной сферы без попытки их анализа, попытки привести к определенному правовому знаменателю, устранению противоречий и нестыковок.
Наиболее реальной же для новообразованного Госкоминформполитики должна была стать работа в сфере государственного телевидения и радиовещания. Ведь здесь в его подчинение было передано все: Национальные телевизионная и радиовещательная компании и 26 областных ТРК, довольно значительное бюджетное финансирование, телесети и передатчики Концерна радиовещания, радиосвязи и телевидения (РРТ). Но распорядиться этим сокровищем как следует не удалось. Не были выстроены модели развития государственных ТВ и РВ как в программной, так и в технологической частях. Мелочная опека наподобие ежедневных «ценных указаний» привела к тому, что «взбунтовался» президент НТКУ Вадим Долганов, перестав даже как член коллегии Госкоминформполитики посещать заседание этого органа. Взамен на Прорезной, 2 начали блокировать любые инициативы с Мельникова, 42 (штаб- квартиры НТКУ). Комитет занял негативистскую позицию по поводу создания в Украине общественного (общественно-правового) телевидения и радиовещания, на необходимости образования которого настаивают и Верховная Рада, и Президент. Не реализуется и проект спутникового телевизионного иновещания, хотя НТКУ фактически начала «подпольно» такое космическое вещание.
Вместо этого Госкоминформполитики прибег к несвойственной ему, как сугубо административной структуре, инициативе по реализации проекта телевизионного канала «Культура». И хотя под этот замысел ничего реального нет — ни финансирования, ни радиочастот для «разгона» сигнала, ни надлежащей творческо-производственной базы — инициаторы датой премьеры телевизионной культурологичной акции определили 10-летний юбилей Независимой Украины...
Странные метаморфозы в течение года происходили в сфере, непосредственно подчиненной Госкоминформполитики, что проявилось в отношениях с одной стороны НТКУ, НРКУ и областных государственных ТРК, а с другой — Концерна РРТ. Вроде бы дети одной матери... А между тем, весь год систему сотрясали отключения эфира, судебные иски. Доныне никак не удается найти приемлемую модель ценообразования за услуги распространения телерадиопрограмм между государственными ТРК и Концерном РРТ. Последний же, доведенный до отчаяния неплатежами, в первую очередь, со стороны НТКУ и НРКУ, ждет не дождется возвращения «в лоно» связистов.
На этом напасти государственных ТРК не завершаются. Впервые за последнее время в апреле этого года их работники не получили своевременно зарплату. И это при том, что в государственном бюджете на 2001 год для потребностей государственных ТВ и РВ предусмотрены соответствующие средства. Банальность же ситуации в том, что Госкоминформполитики оказался не в состоянии провести тендер на изготовление и распространение информационного продукта, своевременно довести подчиненным организациям показатели госзаказа.
Известно, в каком жалком состоянии находится техническая база областных государственных ТРК. Большинство из них работают на оборудовании любительского формата SVHS. Несколько лет назад еще Гостелерадиокомитетом было положено начало программе переоснащения региональных телевещателей современной техникой, под что предусматривалось задействовать «связанный кредит» в 15 млн. долларов США. Проект нашел поддержку у тогдашнего правительства В.Пустовойтенко. Но последний год прошел в бесконечных бесплодных дискуссиях. Поэтому на фоне коммерческих телеструктур, которые успешно осваивают уже «цифру», государственное ТВ выглядит мастодонтом каменного века.
А впереди — новые испытания. Начался процесс лицензирования ТРК. Вскоре эту процедуру должны пройти и все государственные телерадиокомпании — как НТКУ и НРКУ, так и областные. Законодательством предусмотрено, что их приоритетность на радиочастоте и телеканале должна определяться в соответствии с объемами государственного заказа на подготовку и распространение программ. Но, как уже указывалось выше, именно эту свою задачу Госкоминформполитики оказался также неспособен решить. Как и не был решен вопрос о создании отделенных телесетей для вещания областных ТВ.
Поэтому, накануне формирования нового правительства встает вопрос: а нужна ли вообще такая структура, как Государственный комитет информационной политики, телевидения и радиовещания?
Конституцией Украины предусмотрено, что основы внутренней политики (в т.ч., конечно же, — и информационной) определяет Верховная Рада, а Кабинет Министров обеспечивает ее осуществление (но совсем не обязательно, чтобы это делалось через такую структуру, как Госкоминформполитики). Что же касается проблем «управления» государственными ТВ и РВ, то не пора ли уже их отпустить на свободу? На переходный период — до создания общественного телерадиовещания — НТКУ и НРКУ вполне могут быть самостоятельными структурами: уже нынешним законодательством предусмотрены материальные основы такого функционирования через финансирование их из Госбюджета отдельной строкой.
Прошлый год еще раз убедительно засвидетельствовал, что пути настоящего реформирования информационной сферы находятся не в плоскости очередного изменения вывесок на государственных конторах и перетасовке чиновнической колоды, а в постепенном введении субъектов телевидения и радиовещания в сферу реальных рыночных отношений.