Обсуждение экспертами возможностей использования ТВ для развития туристической отрасли в Украине (см. № 128) подтвердило, что информация о курортно-туристических возможностях государства была бы востребована как зрителями, так и теми, кто занят в «рекреационном» бизнесе. Итак, «День» продолжает выяснять:
ЕСТЬ ЛИ ПОТРЕБНОСТЬ В ОТДЕЛЬНОЙ ТЕЛЕПЕРЕДАЧЕ О ТУРИЗМЕ В УКРАИНЕ И КАКОЙ ОНА ДОЛЖНА БЫТЬ?
Игорь ПИЛЬКО, руководитель службы обслуживания ЗАО «Трускавецкурорт»:
— Без сомнения, такая программа нужна. Во-первых, люди не всегда получают точную и достоверную информацию. Во-вторых, как мне кажется, о нас лучше знают в Польше или Германии, чем в некоторых регионах Украины. В прошлом году, например, мы в Трускавце приняли около 2000 немцев и 1500 поляков.
Рассказывать об украинских курортах, в первую очередь, нужно для того, чтобы люди четко представляли, что их там ждет. Трускавец, например, — уже сам по себе достаточный информационный повод.
Владимир ЦАРУК, директор Центра туристической информации Национальной Туристической Организации:
— В отечественном телепространстве сейчас существует несколько туристических телепроектов. Для примера, старожил эфира — программа «Мир авиации и туризма», которая размещается в сетке вещания Киевской государственной региональной телерадиокомпании (КГРТРК). С начала этого года стартовал телепроект под названием «Travel.ua» на телеканале М-1. Также на СТБ успешно продолжает выходить программа харьковской телекомпании «Приват-ТБ» — «На первый взгляд». В прошлом году во время летнего туристического сезона на ТРК «Эра» выходила телепрограмма «Мир путешествий». Если обратится к истории, стоит отметить существование на телеканале «Интер» популярной программы Ирины Зинченко «Уикенд». Относительно количества заявленных телепроектов, то их, вероятно, достаточно в отечественном телеэфире (в России, например, подобных программ еще меньше). В прошлом году довольно удачным оказался телепроект Василия Илащука «По дорогам Украины» (спонсорами выступили «Укрзалiзниця» и Гостурадминистрация Украины) — 25 серий о регионах Украины, их традициях и культуре. Их можно сейчас увидеть, путешествуя в поездах «Укрзалiзниця». Оригинальным для отечественного ТВ был и формат «Мира путешествий», когда после трехминутной рубрики, в которой говорилось о новых туристических маршрутах в Украине, проходил еще и конкурс для зрителей.
Вышеупомянутый проект «Travel.ua» рассчитан на молодежную аудиторию. Но почему подобных теленоваций не замечают телекритики, а иногда и зрители? Что не хватает авторам проектов и каналам, которые их транслируют?
Во-первых, — это четкого определения формата телепрограммы, во-вторых, направленности — на какую аудиторию рассчитан проект. И последнее — рекламной раскрутки. В своем большинстве отечественные туристические программы — это скучный пересказ за кадром богатой истории и привлекательности тех мест, которые видит зритель. Только на М-1 авторы смогли несколько отступить от традиции. Здесь можно, кроме всего прочего, получить некоторую полезную информацию. Не важно, что говорится о дорогих гостиницах, в которых молодежь вряд ли когда-то остановится (но это уже другой вопрос). Не хватает этим программам понимания того, что же именно нужно зрителю. В первую очередь его следует привлечь — кроме однообразных сериалов и банальных ток-шоу, многие хотят увидеть и нечто иное. В чем был успех «Последнего героя»? В экстремальности, новых ощущениях не только для участников проекта, но и для зрителей, которые сопереживали. В отечественных туристических телепроектах не хватает новых лиц, которые бы запоминались. Никто не занимается их раскруткой. Когда подобное появится — можно говорить, что эта телевизионная ниша занята... А пока что на одном из общенациональных телеканалов готовится к выходу новый туристический телепроект...
Олег ВАСЫЛИВ, начальник отдела туризма управления внешних связей, туризма и торговли Ивано-Франковской ОГА:
— Мы как раз сейчас подводим итоги первого этапа летнего туристического сезона. Сейчас, по сравнению с прошлым годом, у нас побывало значительно больше туристов, хотя подавляющее их большинство все-таки выбирают частный сектор для отдыха, так называемый «зеленый туризм». Хотя это также весьма позитивный результат. Однако его можно улучшить и появлением специальных туристических программ о привлекательных уголках Украины.
Такие телепередачи должны демонстрировать туристическую привлекательность не только Крыма, Одессы, но и Карпат, Киева, Харьковщины. Конечно, у нас в регионе есть такие места, которые заслуживают того, чтобы о них сняли отдельную передачу. Например, мало кто знает о Скалах Довбуша, об узкоколейной железной дороге, которую мы называем «карпатским трамваем». Если будут телепрограммы, рассказывающие об известных и малоизвестных туристических жемчужинах Украины, они повлияют только положительно на развитие рекреационной зоны, на приток туристов в карпатский регион.
Юрий КУЗЬМЕНКО, заместитель председателя Кирилловского поселкового совета (Запорожская обл.):
— Есть очень хорошее издание — всеукраинский информационно-аналитический бюллетень «Украинский туристический вестник». Но ведь специальные издания ориентированы по большей части на тех, кто занимается туристическим бизнесом. А у потенциального туриста нет доступа к этим материалам. Поэтому распространение информации о туризме в Украине с помощью телевидения было бы более результативным. Программа о туризме Украины должна нести в себе разъяснительную информацию об инфраструктуре. Передача должна ориентироваться на запросы и интересы граждан, имеющих возможность поехать отдыхать куда-либо. Однако предоставление информации не должно быть однобоким. В программе должны рекламироваться не только оздоровительные и рекреационные возможности каждого региона, но и имеющиеся в наличии развлекательные заведения. Ведь турист приезжает, например, к нам в Кирилловку не только чтобы «поджариться» на солнце и выкупаться в ласковых водах Азовского моря, но и развлечься. Передача должна описывать различные местные аттракционы, аквапарки, даже бары и рестораны... Думаю, что следует освещать все, что касается отдыха и развлечений. Считаю, что у нас, в Кирилловке, июнь выпал из курортного сезона именно из-за неосведомленности населения. Ведь в Санкт-Петербурге о нас знают даже больше, чем в Луганской области. Именно поэтому телепередачи помогут нам не только привлечь инвестора, но и сделать Украину весомым туристическим центром в глазах мирового сообщества. С увеличением количества отдыхающих у нас будет возможность регулировать культуру предоставления туристических услуг. Например, перейти от примитивных деревянных домиков с тремя кроватями на более современный уровень.