Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Роберт ОПАЛЕНЫК: «В нашей стране очень много «сверхсекретных» объектов»

18 мая, 2006 - 19:26

Телевидение — одна из самых публичных сфер деятельности. Даже те ее представители, которые работают в телевизионном «закулисье», не в состоянии уйти от общественного внимания. Роберт ОПАЛЕНЫК — генератор идей в итоговом воскресном выпуске новостей «1+1», его же шеф-редактор — интересный собеседник и один из самых опытных журналистов-аналитиков.

— Вы работали журналистом, даже номинировались на премию «Телетриумф», работали выпускающим редактором в «ТСН», а сейчас с Олесем Терещенко — над итоговым выпуском новостей. С чем связаны все эти переходы?

— Я думаю, что каждый человек, если он долго работает на одном и том же месте, «застаивается», и возникает чувство нереализованности и монотонности, которая в конце концов мешает работе. Монотонная работа перестает быть творческой.

Я знаю, что такое кардинально менять свою жизнь. Выучился я в Киеве, тут начал работать, и почему-то решил, что нужно ехать на родину. Приехал в небольшой городок, где создал телестудию. Работал собственным корреспондентом СТБ, «1+1», даже венгерского телевидения. Потом меня пригласили на «1+1» в Киев — приглашение принял.

— Почему?

— Опять же — на старом месте стало скучно.

— На «1+1» вы практически с самого начала?

— Нет. Шесть лет.

— И все же, что подтолкнуло поменять такую динамичную и разнообразную профессию журналиста на «закулисную» редакторскую работу? Ведь один из ваших материалов даже повлиял на ход расследования тяжкого криминального преступления...

— Не думаю, что мои чувства отличаются от чувств следователя, когда он закрывает криминальное дело. Когда спасение жизни становится профессией, значит, это уже — будни.

Рано или поздно репортерские успехи перестают удовлетворять. А вот плести идею не на уровне сюжета, а на уровне нескольких сюжетов, и даже потом на уровне программы — это интереснее, это, своего рода, творчество.

— А фильмы вы не пробовали снимать?

— Пробовал — интереснейшее занятие. Например, последний фильм, который я делал, назывался «Граница». Я проехал по всей границе, и выяснилось, что Украина — ну очень большая страна. Намного больше, чем мы ощущаем, живя в одном городе.

На сегодняшний момент у меня есть прекрасная возможность реализовывать огромное количество тем. Например, один из наших последних выпусков был посвящен Чернобыльской катастрофе. В связи с Чернобылем не только возникло такое понятие, как техногенная катастрофа, но и исчезло такое понятие, как житель Полесья — с этнической одеждой, кухней, песнями и, главное, колыбельными. Разорвана культурная связь между поколениями. Готовила сюжет Оля Кашпор — ее вывод действительно драматический — исчез целый этнический регион.

Но у ядерной трагедии 1986 года есть страшные корни — широко ли известно общественности о ядерном взрыве в Украине недалеко от Донецка? Инициатором этого взрыва стал Московский институт горного дела, который таким образом — атомной бомбой — решил упростить добычу угля. Это было в 1979 году. Но шахту закрыли только в 2002-м! До сих пор там работали люди. Более того, сейчас шахта находится в угрожающем состоянии. Купол под землей полностью наполнился жидким радиоактивным мусором, который в состоянии отравить огромную территорию. Есть и другой жуткий факт — еще в 1972-ом у нас атомной бомбой пытались потушить пожар на газовой скважине Харьковщины.

Что касается ближайших будущих выпусков, то мы начали разрабатывать серию тем: во сколько обходятся Украине Кабинет Министров, Верховная Рада и Администрация Президента? Начали с темы «Цена депутата», как оказалось, каждый депутат обходится стране в полтора миллиона гривен в год. И если кто-то думает, что депутатов у нас всего 450, то он очень ошибается — кто был депутатом даже день, остается с депутатскими привилегиями на всю жизнь. И даже чуть больше — похороны тоже оплачивает государство. Послали запрос в Минфин, но даже они не смогли подсчитать точно, сколько уходит денег на содержание депутатского сословия.

— Ваши программы имеют резонанс после их выхода в эфир?

— Очень неожиданным стал исход нашей конфронтации в ходе подготовки программы о Верховной Раде. Дело в том, что Верховная Рада состоит из двух элементов — депутаты и Секретариат Верховной Рады. Это огромная группа чиновников с очень стройной структурой, которая, в отличии от депутатов, не меняется. Оказалось, что с депутатами, в принципе, договориться можно — о съемках, об интервью, одним словом, об освещении функционирования Верховной Рады. А вот с секретариатом — тяжело. Глава Секретариата ВР Зайчук запретил журналистке Светлане Усенко, которая и готовила сюжет, снимать на режимной территории. Причем в число «сверхсекретных» объектов попали гараж, парикмахерская и буфет. И вообще, сверхсекретных объектов в нашей стране очень много. Среди них — и места отдыха депутатов. Параллельно мы делали материал о Кабинете Министров Украины. Так вот, Кабинет Министров, возможно, не желая повторять ошибки чиновников Верховной Рады, пошел нам навстречу — что бы мы ни попросили снять или рассказать, нам все показали, обо всем рассказали.

— Если говорить в общем, лично вы чувствуете свободу в журналистике после оранжевой революции?

— На сто процентов. Не знаю, как ситуация будет развиваться дальше, потому что каждая власть начинает либерально, а заканчивает, как заканчивает. Я думаю, что инцидент с Верховной Радой — это пережитки прошлого. Кабинет Министров меняется чаще. И министры понимают, что сегодня они министры, а завтра могут ими и не быть. В отличие от депутатов, которые на сегодняшний день превращаются в целый социальный слой.

— Поговорим о концептуальной составляющей воскресного итогового выпуска. В чем заключается его особенность?

— Раньше в итоговом воскресном выпуске давался портрет недели. Сейчас мы переходим к тому, чтобы давать не только портрет недели, но и портрет явления. То есть если речь идет об энергетическом скандале, то мы хотим раскрыть его в полной мере, а не просто показать, как отдельное событие. Мы экспериментируем и с композицией программы, и с приглашением гостей. И смотрим — что воспринимается зрителем, а что нет. Кстати, как ни парадоксально, приглашенные гости в студию очень часто не прибавляют программе рейтинг, а убавляют. Поэтому в будущем мы, возможно, откажемся от «гостевого» формата, будем приглашать гостей только если это лица «первой категории».

— Если уж мы заговорили о рейтингах, то какие из последних программ были самыми рейтинговыми?

— Мы пришли к выводу, что в программе невозможно отказаться от политики. Наш зритель очень политизирован. Я убежден, что у нас есть очень характерный феномен украинского зрителя, как только мы попробовали сделать полностью социальный выпуск без политики, зрительская аудитория резко уменьшилась.

— И как вы относитесь к такой политизированности общества?

— Мне кажется, это — позитивное явление. Политикам становится намного сложнее манипулировать общественным сознанием, а говоря проще, беззастенчиво лгать и воровать.

Беседовала Наталья ГОРБАЧЕВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ