Сегодня, как и вчера, я с утра снова в дороге: еду из города Воркуты на север почти до побережья Карского моря, где у реки Хальмер-То-Се стоит мертвый поселок Хальмер-Ю. В 1996 году угольную шахту около него объявили нерентабельной и закрыли, а всех жителей — выселили.
Вместе с водителем самосвала «Мерседес» Игорем Пономаревым мы часа два ходили, точнее, бродили иногда до самого пояса по высоким снежным заносам этого шахтерского поселка.
Впечатление от увиденного очень угнетающее. На стенах домов надписи: «Черномырдин — убийца поселка», «Хальмер-Ю мы помним, любим и не забудем», «Мне больно!», «Хальмер-Ю в наших сердцах!».
Мне вспомнилась одна надпись красной краской на многоэтажке в городе Припять в Чернобыльской зоне: «Прости меня, мой родной дом! Юлия».
Хотя из Хальмер-Ю жителей эвакуировали на 10 лет позже, чем из Припяти, но этот северный город имеет значительно более страшный вид. Причина не только в ураганных ветрах и метелях. Причина прежде всего в том, что этот покинутый людьми город военные превратили в полигон: по нему выпускают ракеты без боевых зарядов самолеты-бомбардировщики и подводные лодки из Северного Ледовитого океана. В кирпичных и бетонных стенах домов виднеются рваные отверстия, пробитые этими ракетами.
Война — это самое концентрированное безумие на планете Земля. Но излечиться от этой болезни человечество не хочет, потому что ему нравится жить с таким диагнозом.
Переночевав у строителей газопровода на базе у реки Гагара-Тивис, я отправился вместе с моим земляком Владимиром Хмарой назад в Воркуту. Несколько раз наш вездеход останавливался и мы ждали, когда стихнет метель, потому что водитель не видел впереди дороги...
На календаре было 2 июня 2010 года.
Из журналистского проекта «Украинцы за Уралом»