Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Русская служба промывания мозгов

19 апреля, 2007 - 18:50
РИСУНОК ИГОРЯ ЛУКЬЯНЧЕНКО

На одном из крупнейших новостных ресурсов российского радиоэфира введена жесточайшая цензура. Как сообщает «Газета.Ru», стали известны порядки, которые ввело новое руководство РСН. В эфире запрещено упоминать лидеров оппозиции, главными ньюсмейкерами объявлены «Единая Россия» и Общественная палата.

Смена руководства «Русской службы новостей», которая произошла на минувшей неделе, напоминала спец-операцию. Для радикального изменения всей политики информационного подразделения «Русской медиагруппы» (РМГ), которое готовит новости не только на собственной частоте 107.00 FM, но и для всех радиостанций холдинга, потребовалось меньше суток. В один день сменилось руководство «Рен-ТВ», «Русской службы новостей» (РСН) и «Радио России». На государственную радиостанцию ушел один из бывших акционеров РМГ Сергей Архипов, на «Рен-ТВ» рокирнули руководить менеджеров «Радио России», а в РСН высадился десант с «Первого канала». С должности гендиректора РСН был уволен Михаил Бакланов, который возглавлял ее с момента основания в течение 12 лет. В тот же день журналистский коллектив радиостанции познакомили с новым начальством — членом Общественной палаты, директором детских программ «Первого канала» Александром Школьником, который стал гендиректором, и ведущим новостей «Первого канала» Всеволодом Нерознаком, который стал главным редактором.

По сведениям одного из действующих сотрудников РСН, на собрании Школьник и Нерознак зачитали новые правила информационной политики. «Наши ньюсмейкеры — первые лица «Единой России» и члены Общественной палаты. Если речь идет о правозащитниках, то это официальные правозащитники — Владимир Лукин и Элла Панфилова», — передает слова Нерознака сотрудник «Русской службы новостей».

«Была поставлена задача делать позитивные новости — не менее 50% позитива и обязательно позитивная новость в конце», — пояснил журналист. «Нам заявили, что наши слушатели — обеспеченные люди, которым нужен позитив, это люди, которые интересуются модными запонками и галстуками», — рассказал сотрудник РСН.

Позже Нерознак отдельно встретился с корреспондентами и, как рассказывает один из участников этой встречи, по бумажке зачитал так называемый «стоп-лист» — список людей, запрещенных в эфире.

«Что касается Касьянова, Каспарова и Рыжкова, о них мы не упоминаем, а если происходят какие-то события с их участием, пока будем использовать словосочетание «либерал-радикалы», — пояснил корреспондентам Нерознак. «Америка — наш враг», — добавил главред еще один тезис для понимания.

Уже на прошлой неделе слушатели радиостанций, входящих в «Русскую медиагруппу», могли заметить, что из новостей исчезли прямые включения. На самой радиостанции все выпуски и материалы теперь, прежде чем идти в эфир, предварительно вычитываются главным редактором.

Новые правила в полной мере сработали, когда в субботу в Москве прошли антипрезидентские выступления «Другой России».

О том, что ОМОН жестко разогнал «Марш несогласных», слушатели не узнали. Лишь однажды, в выпуске в 16.00, ведущий сообщил, что в Москве прошло несколько митингов и пикетов, в частности, «около 200 радикалов попытались провести несанкционированную акцию на Пушкинской площади». «Никаких серьезных инцидентов зафиксировано не было», — объяснил ведущий.

«Ну и что, что несколько отморозков-радикалов попали под руку, что об этом сообщать», — объяснил новый гендиректор РСН Александр Школьник. В разговоре с «Газетой.Ru» и Школьник, и Нерознак отвергают наличие какой-либо цензуры и смену политики. «Просто информационная политика станет более взвешенной», — заверяет Всеволод Нерознак. — Материалы не вычитываются, а просматриваются перед эфиром».

На вопрос о «стоп-листах» Школьник сильно удивился: «А что, разве у вас их нет? Разве вы независимые и не работаете по заказу? Не надо мне рассказывать сказки». Правда, тут же косвенно опроверг свой риторический тезис, заявив, что «запрещенных тем нет».

С тем, что информационная политика не сменилась, категорически не согласен бывший гендиректор Михаил Бакланов. «Насколько я могу судить даже по эфиру, изменения чудовищные. Мы всегда гордились прямыми репортажами, которые теперь отменены. Характер новостей изменился до неузнаваемости.

По эфиру понятно, что радиостанция теперь представляет одну из правящих партий — «Единую Россию».

Послушайте, каких депутатов стали цитировать постоянно, какие новости стали выдавать», — сказал Бакланов. «Пришли не просто школьники, а двоечники, которые мало понимают в том, что они делают. Школьник возглавляет детское вещание на «Первом канале», хотя там нет сейчас детских программ, а Нерознака, между прочим, не решались выпускать в эфир на Москву», — возмущается бывший гендиректор.

По его мнению, происшедшая смена менеджеров непосредственно связана с подготовкой к выборам 2007—2008 гг. РСН может рассматриваться как мощный PR-ресурс, так как охватывает гигантскую аудиторию слушателей развлекательных программ, которые к другим информационным ресурсам редко прибегают.

«Русская служба новостей», главным акционером головной компании которой считаются структуры «ЛУКойла», и раньше никак не выглядела оппозиционной, в отличие, например, от своего конкурента — «Эха Москвы». «Мы никогда не ставили себе цель стать оппозиционной радиостанцией, — поясняет Бакланов. — Мы были профессиональным СМИ, то есть объективно освещали происходящие события. И делали свое дело настолько, насколько могли в современных условиях. У станции были акционеры, которые стремились не ссориться с властями, потому что для них радио — это бизнес. Но за 12 лет никто из представителей власти не командовал мной. И если бы попытался, то это было бы невозможно». Теперь, по его мнению, «прислали полностью новую команду, которая будет действовать по приказу».

КСТАТИ: В «Русскую медиагруппу» входят «Русское радио», «Русская служба новостей», «Монте-Карло», «Танго», «Динамит», «Максимум», «ХитFM».

КОММЕНТАРИЙ

Усиление цензуры в русском медиа-пространстве большинство отечественных аналитиков склонно связывать с президентскими выборами, которые приближаются, а соответственно — и естественной жаждой власти держать прессу на коротком поводке. В частности, Тарас ШЕВЧЕНКО, директор Института медиа-права, секретарь Общественного совета по вопросам свободы слова и информации считает: «Ситуация в России объясняется, в первую очередь, тем, что страна готовится к выборам президента весной 2008 года. Кремль не хочет иметь никаких сомнений в своей победе, поэтому хочет получить полный контроль над средствами массовой информации, для того чтобы альтернативное мнение не имело ни единого шанса быть услышанным».

В связи с подцензурным положением российских СМИ, возникает логический вопрос о достоверности возникновения подобной ситуации и в Украине, где уже не первый день господствует политический кризис. Тарас Шевченко утверждает, что в меньшей мере, но российская ситуация в Украине уже повторяется. «Некоторые средства массовой информации, владельцы которых приближены к политическим партиям, уже сегодня демонстрируют свою политическую заангажированность. Политический кризис подтолкнул политиков, особенно из бело-голубого лагеря, требовать от контролируемых ими средств массовой информации «правильного» освещения событий. Появляются и запретные темы — например, в Крыму некоторые владельцы СМИ вообще запрещают журналистам вспоминать о досрочных выборах». Хотя, как утверждает медиа-специалист, в Украине ситуация со свободой слова является более утешительной, нежели у северо-восточных соседей, но в то же время он рекомендует не слишком радоваться этому и не терять бдительности: «Нужно постоянно защищать завоеванное, поскольку без должной защиты свободу можно легко потерять. А в информационных отношениях с Россией Украине давно следует проявлять большую активность и перестраивать иностранное вещание, которое бы обеспечило россиян объективной информацией о событиях в их стране». По мнению директора Института медиа-права, пример России демонстрирует неполноценность концепции, которая распространена в Украине. Согласно ей, средства массовой информации, как прибыльный бизнес, становятся независимыми и защищенными от вмешательства, поскольку в бизнесе выгодно давать честную информацию. «Любой бизнес, — предупреждает господин Шевченко, — хочет зарабатывать деньги, а любая власть с элементами авторитаризма способна бизнес разрушить или отобрать. То есть, предпринимателям более выгодно подчиниться и, возможно, потерять часть доходов, чем не покориться и, скорее всего, лишиться всего. Именно поэтому, считаю, что медиа следует позиционировать как общественно ответственный бизнес. Где элемент ответственности перед обществом должен перевешивать бизнесовый интерес».

Алексей ЛЕВЧЕНКО, www.gazeta.ru
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ