Сейчас на улицах можно увидеть рекламу нового сезона телеканала СТБ. «День» обратился к генеральному продюсеру телеканала Дмитрию ХАРИТОНОВУ за подробностями.
— Почему для старта выбрано именно начало декабря, а не начало нового календарного или телевизионного года, как это обычно принято?
— В этом нет ничего сверхъестественного. Совсем необязательно начинать телесезон в конце августа или же в сентябре. Новую сетку канал должен делать тогда, когда он к ней готов. Для этого должен быть закуплен новый телепродукт, подготовлены новые проекты, продуман промоушен канала. Вы прекрасно знаете, что весной этого года на телеканале СТБ был сменен весь топ-менеджмент. Правление возглавил Владимир Бородянский, который пригласил меня на должность генерального продюсера в конце июля. Знаете, для того, чтобы хотя бы осмотреться и принять ключевые решения по вопросам развития канала, нужно не менее трех—четырех месяцев. Тем более, если учитывать, что за последнее время канал СТБ, который всегда был заметным явлением на телевизионном поле, превратился в заурядного середняка. В канал, на котором не было собственного производства (за исключением новостей и «Автостиля»). В канал с изношенной телевизионной техникой (ее ресурс был выработан на 90%). В канал, с которого в разное время и по разным обстоятельствам ушли многие известные телевизионщики. А ведь в свое время именно на СТБ начинали свою телекарьеру многие будущие звезды — например, свой первый эфир Мыкола Вересень провел именно здесь.
Так что нам пришлось начинать даже не с нулевой отметки, а с минусовой. И самое главное — собирать команду профессионалов, а это требует времени. Вспомните, когда появился канал «1+1», он долгое время выходил только с пакетом приличного кино, а тот же Вересень вел свое «Табу» из ночного клуба «Голливуд», сидя за ресторанным столиком.
Чтобы превратить эту программу в брендовую, в большое постановочное шоу, потребовалось время. Именно этого времени сейчас категорически не хватает в связи с тем, что на телевизионном поле появились новые игроки — новые каналы, перед которыми их учредители ставят весьма амбициозные задачи. А ведь профессионалов — режиссеров, продюсеров, операторов, ведущих — не стало больше. Выросла конкуренция и на рынке программного продукта. Поскольку качественное документальное кино дает приличные рейтинги, то за ним выстраиваются очереди, как за сгущенкой или зеленым горошком в советские времена. Причем возможности крупных каналов (таких, как «Интер») и, скажем, СТБ, несопоставимы. Если на прошлом телерынке в Каннах один час хорошего документального кино можно было смело купить за 500 долларов, то в этом году цены взлетели как минимум вдвое.
Приведу такой пример: прихожу я на встречу с Би-Би-Си, и мне предлагают пакет фильмов, из которого приоритетное право выбора имеют два самых крупных украинских канала — «1+1» и «Интер». Их бюджеты на закупку программного продукта и собственное производство изначально на много порядков превышают возможности СТБ. И компания Би- Би-Си, славящаяся своими документальными фильмами, в первую очередь старается сделать свои предложения тем, кто больше заплатит.
Итак, я внимательно просматриваю уже сильно перешерстенный пакет и с радостью обнаруживаю в нем несколько очень приличных лент, которые ускользнули от бдительного глаза моих конкурентов. Взять хотя бы сенсационный фильм «Кто убил Распутина?», в котором утверждается, что в покушении на «Гришку-распутника» принимал участие (помимо князя Юсупова) и агент британской разведки. «Окей, — говорю я моим собеседникам, — покупаю. Беру «Гришку». Сколько, говорите? Пятьсот? Нет вопросов!»
Потом возвращаюсь в Киев, мы готовим контракт, и вдруг Би- Би-Си сообщает, что цена именно на этот фильм поднимается в десять (!) раз. Что, дескать, им заинтересовались другие телекомпании. И соответствует это действительности или нет — уже не принципиально. Тот же Славик Шустер, который делал «Свободу слова», а теперь возглавил отдел документального кино на НТВ, признавался мне, что там, где он готов был платить за хорошие документальные фильмы 3 000 долларов за час, тут же появлялись конкуренты с ОРТ, которые не торгуясь выкладывали за этот же продукт 8 000 (!). Так что у разных каналов совершенно разные возможности. И это тоже необходимо учитывать.
— В начале осени вы говорили о появлении на СТБ «мощной линейки документального кино, в том числе и собственного производства». Какую именно документалистику сможет увидеть ваш зритель уже в начале сезона?
— Мы уже успешно раскрутили вечерний слот в 22.40, показав многосерийные проекты «Новая русская революция» и «Последний миф». Они собрали приличные рейтинги, подтвердив, что прилично сделанная документалистика вполне может конкурировать даже с сериалами на других каналах. В новой сетке у нас запланированы для показа и документальные фильмы из серии «Новейшая история», которые шли на НТВ. И ленты студии «СМАК», которая является одним из самых сильных производителей в России. Например, шестисерийный «Звездный отряд» — о тайнах вокруг подготовки полета в космос первых советских космонавтов.
Что касается собственного производства, то это цикл «Памятники и пьедесталы», посвященный истории Украины. Кроме того, мы работаем сейчас над совместным проектом со «Шпигель ТВ», результатом которого должны стать несколько любопытных документальных фильмов по истории Второй мировой войны.
Кроме того, творческая группа программы «Криминал» начинает выпускать новый проект под названием «Документальный детектив».
— И все-таки, насколько новым будет новый сезон? Ведь не секрет, что многие телеканалы к новому сезону лишь модернизируют старые проекты да обновляют «одежку» (т.е. дизайн)...
— Было два пути запуска канала: постепенный (эволюционный) или же революционный. Когда проекты готовятся исподволь, постепенно накапливаются и затем запускаются все сразу. По целому ряду причин мы вынуждены избрать первый вариант. Оформление канала, безусловно, будет изменено. Поменяется и форма логотипа — старый давно уже изжил себя. Появится новый программный продукт — например, «Своя игра», «Их нравы», «Едим дома», «В поисках приключений» и другие. Но это только начальные изменения в процессе формирования нового облика канала.
— Какие еще новые проекты вы предложите зрителю? Насколько велика будет доля собственного продукта?
— Я напомню вам один анекдот, когда женщина в брачной конторе рассказывает, какого ей бы хотелось найти мужа: «Он должен быть вежливым, иметь разносторонние интересы, любить животных, рассказывать мне всякие забавные истории, разъяснять мне международную обстановку и никогда меня не перебивать. — В таком случае, — отвечают ей, — вам нужен не муж, а телевизор!»
Мы планируем производство программ, которые отвечают всем вышеперечисленным параметрам. Это будет и дневной эфир, который будет вести прекрасно знакомая всем украинским телезрителям Татьяна Цымбал. Дневной эфир появится уже после Нового года, во второй половине января.
Мы готовим ежедневное ток-шоу, которое будет выходить в вечернем прайме. Такое шоу еще не появлялось в украинском телеэфире. Но о его деталях пока умолчу — конкуренты не дремлют.
В январе—феврале будет выходить еженедельная программа «Поворот ключа». Дело в том, что любая, даже самая незначительная мелочь может стать причиной величайшего события в истории человечества. Маленькие причины больших событий, по сути, являются своеобразными ключами, поворот которых открывает дверь в новую реальность.
Очень хочу привлечь несколько звезд для работы над разными проектами на СТБ. Зрителя всегда интересуют личности, которым он может доверять. С некоторыми мы уже достаточно далеко продвинулись в переговорах.
— Изменится ли формат и приоритеты информационного вещания?
— Приоритеты у информационного вещания только одни: давать взвешенную и объективную информацию о событиях в мире. Новости на СТБ всегда имели хорошую репутацию. Да и сегодня, по оценке сайта «Телекритика», у нас они — одни из самых объективных в стране. Так что здесь краснеть не приходится. В новом сезоне, очевидно, вечерние новости поменяют только формат — у них будет двое ведущих, как в «Сегодня в мире» на НТВ.
— А какими будут приоритеты кинопоказа?
— Приоритеты просты — много качественного советского и зарубежного кино. В том числе такого классического, как «Синьор Робинзон», «Фантоцци», фильмы с участием Бельмондо и Челентано. Поскольку мы показываем итальянский футбольный чемпионат, то попробуем в один из выходных даже выстроить целый итальянский блок. Например, показать после матча концерт звезд Сан-Ремо и завершить его художественным фильмом «Укрощение строптивого».
Нашли мы в Каннах и интересные сериалы, которые сейчас снимаются во многих странах мира на аппаратуре нового поколения — хай-дефинишн. Это классная картинка, а ведь есть еще истории с таким классным сюжетом, что закачаешься. Никогда не был поклонником зарубежного «мыла», но в данном случае просмотрел две серии, не отрываясь. Если у нас появится кино такого качества, то зритель только выиграет от этого.
— Как бы вы определили задачу-максимум и задачу-минимум для вашего телеканала с учетом обострения конкуренции на украинском телерынке?
— Задача простая: в кратчайшие сроки стать одним из серьезных игроков на этом рынке. Стать каналом, у которого достаточно широкий круг своих зрителей, которые приходят именно на нашу кнопку. Задачу-максимум я определяю для себя так: «Какой кнопкой по счету, по популярности может стать СТБ, учитывая, что пускаться в погоню за двумя центральными каналами сегодня нереально?» Ответ для себя я знаю. Но не все здесь зависит от нас. Да и работы еще — непочатый край. Но это может быть очень интересным вызовом...