С развитием интернета и, соответственно, электронных СМИ тиражи печатной прессы во всем мире неуклонно уменьшаются. Ярким примером того, как электронное издание перетягивает на себя значительную часть аудитории своего бумажного аналога, является известная и влиятельная газета «Нью-Йорк Таймс». Она стала первой газетой, чей микроблог в социальной сети Тwitter более популярен, чем бумажное издание. В 2010 году блог газеты читали почти три миллиона пользователей, а тираж бумажной версии составлял около миллиона. В свете этого некоторые эксперты прогнозируют смерть печатной прессы уже в скором будущем, в то время как издатели ищут новые формы существования печатных СМИ в эпоху цифровой революции.
Вопрос выживания печатных СМИ во времена развития интернета стал сквозной темой выступления эксперта по цифровым медиа и бывшего генерального менеджера цифровой отрасли компании Newsweek/Daily Beast Джозефа Галарно. Лекция медиаэксперта прошла по инициативе посла США в Украине Джона Теффта и при поддержке Сети социальной журналистки в помещении центра «Мистецький арсенал». Галарно, еще до недавнего времени работавший в Newsweek/Daily Beast, а до того — в издательстве Thomas Publishing, из собственного опыта знает о бурных изменениях медиамира с развитием цифровых технологий. Кое-кто из издателей, по его словам, смог сориентироваться в новых реалиях и выжить, другие — ушли на дно, не заметив новых возможностей, которые им открывает цифровая эпоха.
«Я работал в Thomas Publishing, основанной в конце XIX века и специализировавшейся на издании каталогов, через которые предприниматели предлагали разные товары и услуги. Компания была чрезвычайно успешной и прибыльной. В 1990-х годах появился интернет, и они начали выпускать каталог на CD-дисках. Электронные каталоги стали настолько успешными, что уже в 2006 году компания решила отказаться от бумажных каталогов», — привел Галарно удачный пример выживания компании в новых условиях. По словам эксперта, статистика этого издательства в некоторой степени пророческая для всей медиаиндустрии. «Если в 1997 году компания получала 90% прибыли от бумажной продукции, то уже через 10 лет — в 2001-м — она получала 90% прибыли от цифровой продукции», — подчеркнул Галарно.
По словам Галарно, бумажная пресса терпит фиаско из-за катастрофического уменьшения рекламы, с доходов от которой до недавнего времени жила и процветала. С точки зрения эксперта, эта проблема подталкивает издателей к более прагматичному подходу в вопросе выживания. Если в бумажной прессе реклама только информировала читателей, то в интернете она может побуждать, интересовать и «втягивать» читателя. Так же прагматично сегодня издатели подходят и к контенту, продумывая, как сделать его платным, но не потерять при этом аудиторию. Например, предлагают читателю 20 статей бесплатно, а 21-ю — за плату или возможность платить не за весь контент, а только за отдельные материалы, или дают бесплатный доступ к сокращенным версиям материалов, опубликованных в печатной версии СМИ. Сегодня печатная пресса должна сотрудничать с электронными медиа, осваивать новые технологии — только так она сможет добиться успеха.
Хотя, с точки зрения Галарно, бумажная пресса все еще является сильным игроком на медиарынке. Другое дело, что перед печатными СМИ встал вопрос поиска новых путей прибыли и завоевания аудитории. Ведь хоть интерес читателей к бумажной прессе и вообще к традиционным СМИ в США и упал, однако в целом люди стали потреблять на 20% больше информации. К этому стоит прибавить, что около 20% своего времени люди сегодня тратят на социальные сети. Это и есть подсказка для медиа, куда двигаться дальше. «Раньше печатные СМИ давали информацию о том, что интересовало их аудиторию: например, жителям Нью-Йорка — о местных событиях и новостях. А сегодня электронные СМИ сами создают свою аудиторию», — подчеркнул Галарно.
«Издателям нужно становиться брендом, торговыми марками. Это как гарантия предоставления потребителям качественного продукта», — советует эксперт. Создав мощный бренд, издатели смогут расширять свои возможности, создавать что-то совершенно новое под прикрытием бренда. И интернет в этом случае — оптимальная платформа для экспериментов. Галарно подчеркнул, что сегодня «каждый может быть издателем» и имеет шанс стать таким медиабрендом.