Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Семь констатаций мониторинга СМИ

2 декабря, 2004 - 19:00

В период предвыборной кампании масс-медиа не выполняли исключительно информационную функцию и не занимали нейтральной, посреднической позиции между претендентами на высшую государственную должность, с одной стороны, и гражданами (избирателями) — с другой. Наоборот, они активно осуществляли селекцию кандидатов на должность президента, ограничивая одних или продвигая других претендентов, а также не предоставляя гражданам сбалансированной информации для формирования ими собственной позиции. Такой вывод был обнародован во вторник на пресс-конференции общественных организаций и групп экспертов, которые комментировали обобщающие результаты мониторинговых исследований освещения избирательной кампании в украинских масс-медиа.

Основаниями для такого вывода стали семь эмпирически обоснованных констатаций, которые содержатся в ежемесячных отчетах Академии украинской прессы и Института социологии НАН Украины. В этих констатациях говорится о том, что фактически до августа текущего года тема выборов оставалась на периферии внимания как электронных, так и печатных СМИ. Только с последнего летнего месяца выборы стали основной темой внутриполитических новостей (13 — 15% новостийного потока). В ноябре две трети всех новостей об Украине прямо или опосредствованно касались президентских выборов. Кроме этого, даже в разгар предвыборной кампании в освещении хода избирательной кампании превалировала одна, официальная точка зрения.

Результаты мониторинга показали, что во время кампании нарушался журналистский стандарт обязательной ссылки на источник информации в новостях. В июле — сентябре в каждом шестом (16 — 18%), а октябре — ноябре — каждом десятом (9 — 11%) сообщении об Украине источник информации не отмечен. Кроме этого, электронные и печатные СМИ весь период наблюдения (за исключением последних двух месяцев) существенно смещали внимание в сторону одного кандидата — Виктора Януковича. В ноябре политические персоны вспоминались в новостях чаще политических институтов, и это произошло впервые за год наблюдений.

Всю предвыборную кампанию лидером по количеству негативных и иронических оценок в СМИ оставался блок «Наша Украина» и его лидер Виктор Ющенко. В ноябре каждая четвертая оценка В. Ющенко — негативная или ироническая, у В. Януковича — каждая восьмая. Что касается антирекламы на телевидении, то она также была направлена на фаворитов президентской кампании, хотя доля антирекламы В. Ющенко втрое больше антирекламы В. Януковича (12% против 4%). Дисбаланс в представлении основных кандидатов усиливался распределением синхрона на телевидении и цитированием в прессе, то есть по возможности непосредственно выражать свои взгляды в прямой речи. Если в первую неделю октября синхрон В. Януковича в новостийных программах втрое больше синхрона В. Ющенко (1514 сек. против 445 сек.), то в первую неделю ноября — в четыре раза (1884 сек. против 447сек.).

Результаты мониторинга, учитывая последние революционные изменения в отечественных электронных СМИ, могут казаться немного устарелыми. Но они могут стать еще одним весомым аргументом в спорах по определению настоящих результатов выборов.

Владимир ДЕНИСЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ